ГУО «Средняя школа № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина»
Памятка родителям
Опасный Интернет-контент. Как защитить ребенка
Уважаемые родители!
Предостерегаем вас о том, что несовершеннолетние наиболее подвержены опасностям сети Интернет, а родители несут ответственность за своих детей.
Повсеместное внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий, не только способствует формированию информационного общества, но и приводит к появлению новых угроз, одной из которых является компьютерная преступность.
Последние пять лет в Республике Беларусь фиксируется существенный рост числа зарегистрированных киберпреступлений. Справочно:
В период с 2009 по 2017 год доля киберпреступлений в структуре преступности составляла около 2-3 % (в пределах
2,0-2,5 тысяч преступлений в год), в 2022 году их доля составила 16,8 % (14 839).
При этом подростки, не обладая должной осмотрительностью, становятся жертвами интернет-мошенников, а также с помощью социальных сетей, включая мессенджеры, вовлекаются в совершение преступлений.
С развитием информационных технологий также возросло число зарегистрированных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, совершаемых посредством различных социальных сетей и сервисов для обмена сообщениями.
Рассчитывая на анонимность в интернете, преступники, пользуясь детской доверчивостью и недостаточными знаниями о безопасном поведении в сети, подыскивают жертв преступлений, маскируясь под несовершеннолетних или знакомых. Справочно:
В 2022 году значительная часть всех указанных преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних совершена с использованием различных социальных сетей и мессенджеров – 248 из 1089, или 22,8 %.
В числе преступлений, связанных с совершением развратных действий в отношении несовершеннолетних, более 80 % совершены в интернете (так называемый интернет-груминг). Справочно:
Наиболее часто преступниками при совершении преступлений использовались следующие социальные сети и мессенджеры: ВКонтакте – 85 %; Telegram – 8,5 %; Instagram – 3 %; Viber – 2,5 %; Одноклассники и WhatsApp – менее 1 %.
Кроме того, с помощью социальных сетей (мессенджеров) среди несовершеннолетних распространяется информация деструктивного характера: пропаганда экстремизма, насилия, наркомании, нетрадиционных сексуальных отношений и иной контент, имеющий возрастные ограничения. Дети в силу отсутствия критического мышления подвержены негативному влиянию такой информации и представленным в сети фейкам, что делает их присутствие в социальных сетях потенциально опасным.
Статистические данные об использовании в преступных целях социальных сетей и мессенджеров свидетельствуют о том, что особого внимания требует вопрос обеспечения безопасности детей и подростков.
Правилами пользования большинства наиболее популярных среди несовершеннолетних приложений запрещено создание учетной записи лицам до 13 лет (Viber, Instagram, ТiкТок) или до 16 лет (Telegram). Регистрация аккаунта от имени лица, не достигшего минимально допустимого возраста, является нарушением условий пользования мессенджером (социальной сетью).
По данным опросов, более половины детей сталкивались с интернет угрозами, не ставя в известность своих родителей.
Практика показывает, что большинство родителей не уделяет должного внимания интернет-безопасности и интернет-воспитанию своих детей.
РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! В РЯДЕ СЛУЧАЕВ РЕБЕНКУ МОЖЕТ БЫТЬ НАНЕСЁН НЕПОПРАВИМЫЙ ВРЕД!
КАК ЗАЩИТИТЬ РЕБЕНКА?
Многие считают, что лучшей защитой является полный запрет на пользование Интернетом.
На наш взгляд, данный способ в современном мире малоэффективен и неактуален, потому как Интернет общедоступен, а запрет может спровоцировать обиду и социальную деформацию ребенка.
Эффективными мерами защиты являются интернет-воспитание, открытый диалог между родителями, педагогами, детьми и специалистами, а также надлежащий контроль.
МЫ РЕКОМЕНДУЕМ:
1. Добиться у ребенка полного доверия и диалога по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет не всегда является надежным источником информации.
2. Совместно с ребенком оговорить правила работы с компьютером и гаджетами, установить временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно — развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
3. Всегда помнить, что детям с нарушениями зрения не рекомендуется длительная (более 15-20 минут подряд) работа с электронными средствами массовой информации. Необходимо делать перерывы для отдыха органов зрения и проведения гимнастики для глаз.
4. Предупредить об опасности общения в сети Интернет с неизвестными людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и необходимая осторожность при общении с незнакомыми на улице!
5. Прививать культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
6. Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов.
Помнить, что контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
7. Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасности.
Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, а большинство средств родительского контроля имеют недостаточный функционал!
НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ?
В современных условиях, призываем Вас следить за образом жизни, интересами и поведением ребенка не только на улице и школе, но и в огромном мире - сети Интернет. Это поможет налаживанию доверительных отношений, осуществлению мер воспитания и позволит вовремя реагировать на инциденты.
При изучении интернет-активности, а также IT-интересов ребенка, должно насторожить:
1. Неизбирательное пользование Интернетом.
2. Посещение сайтов для взрослых, обмен интимными фотографиями.
3. Факты травли, запугивания, угроз, шантажа, навязывания интересов, склонения к чему-либо, нецензурная брань, странный стиль IT-общения.
4. Интерес к порнографии, букмекерским конторам, онлайн-викторинам, интернет-казино.
5. Посещение ресурсов противозаконной и экстремистской направленности.
6. Осуществление денежных online-расчетов.
7. Избыточная анонимность или, наоборот, излишняя открытость персональных данных.
8. Большое количество «виртуальных друзей», наличие неизвестных и подозрительных связей.
9. Несвойственные возрасту/интересам материалы, содержащиеся в профиле. Главная фотография (аватар) и содержание публикаций, зачастую, отражают психоэмоциональное состояние ребенка.
10. Нахождение в группах, сообществах, форумах, блогах, чатах:
- прямо или косвенно склоняющих к суициду,
- навязывающих боль, жестокость, похудение, фанатизм, азарт, легкий заработок;
- оправдывающих девиантное или опасное поведение,
- пропагандирующих алкоголь, наркотики, табакокурение, энергетические напитки;
- вовлекающих детей в троллинг;
- разлагающих культурные, семейные, патриотические, религиозные и иные ценности.
Уважаемые родители!
Только совместными усилиями мы снизим негативное влияние опасных информационных технологий на наших детей!
По всем возникающим у Вас вопросам обращайтесь к педагогам школы.
разгарнуць » / « згарнуць