Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Родительский университет «Профилактика семейного насилия насилия»

Цель: повышение компетентности и ответственности родителей в воспитании детей, профилактика семейного насилия в отношении детей.

Форма проведения:круглый стол.

 

«Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает». Эрма Бомбек

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд

 

Выступления специалистов социально-педагогической и психологической службы школы:

1. Актуальность проблемы семейного насилия.

                                                 Рубацкая В.О., педагог-психолог школы

2. Формы насилия над детьми.

                                           Федорова Н.Ч., педагог социальный

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли воспитывать детей не прибегая к насилию и как это делать?

2. Что делать, если ребенок стал свидетелем семейного насилия?

3. Куда можно обратиться за помощью в случае семейного насилия?

4. Какую ответственность несут семейные агрессор?

1. Актуальность проблемы семейного насилия.

Всегда считалось, что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья.  Однако, факты ставят это утверждение под сомнение.

В ноябре было проведено социально-педагогическое обследование детей и подростков на предмет насилия в семье и школе.

По результатам этого изучения установлено,. что комфортно себя ощущают в семье 87% детей от числа опрошенных. Вместе с тем, 13% детей и подростков периодически сталкиваются с непедагогическими методами воспитания со стороны родителей (крики, постановка в угол, шлепки). Физические наказания – явление, распространенное во многих семьях. При этом родители вовсе не хотят издеваться над детьми, мучить их или причинять им телесные повреждения. Нет. Они намерены «серьезно» наказать ребенка. Здесь уместно заметить, что словесные оскорбления, грубые слова, постоянные придирки, насмешки способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.Проведенные специалистами исследования показывают, что телесные наказания причиняют вред ребенку и практически не приносят никакой пользы. Подобная мера воздействия действует только в течение короткого времени – оно, возможно, и разряжает обстановку, но не улучшает поведение ребенка вообще. Чаще всего оно приводит к противоположным результатам: ребенок чувствует себя униженным и, “отбыв” наказание, возвращается к прежнему поведению. Систематические физические наказания вырабатывают у ребенка своего рода “иммунитет”, и побои перестают приводить его “в норму”. И самое страшное, что ребенок видит в битье способ излить накопившийся гнев и разрешить проблему. Он учится прибегать к драке в минуту гнева. Родители не учат его самообладанию, умению справляться с отрицательными эмоциями другим способом, и ребенок привыкает к тому, что можно снять напряжение, подняв на кого-то руку. Он уже считает возможным применять силу над более слабым.

С проблемой насилия в школе столкнулись 26 % обучающихся детей.

Чаще всего, с точки зрения учащихся, в школе встречается физическое и эмоциональное виды насилия. Наиболее распространенными формами проявления физического насилия в детской среде являются: толчки, пихания, шлепки, бросание предметов. Эмоциональное насилие в отношениях между учащимися проявляется в обзывании друг друга, насмешках, оскорблениях, отбирании личных вещей, оскорблениях родных. В последнее время появился новый вид школьного насилия - школьный кибербуллинг - психологическое насилие с использованием современных информационных технологий (мобильных телефонов, пересылка фотографий, обзывание, распространение слухов, в социальных сетях в Интернете). Конфликтные ситуации среди детей чаще всего разрешаются с помощью насильственных методов.

 

2. Формы насилия над детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Причины жестокого обращения:

Нарушение привязанности, отсутствие живого чувства к ребёнку

Недостаточность родительских компетенций (молодая мама может просто не знать, как ухаживать за ребёнком

Нехватка внутренних ресурсов семьи, чтобы справиться с внешними бедами

Семейные традиции (меня так воспитывали)

Родители, жестокие со своими детьми, часто находятся в состоянии стресса, у которых личная жизнь часто запутана и беспорядочна. Большинство из них говорят, что они чувствуют себя виноватыми после того, как причинят боль своему ребенку или обидят его.

Формы насилия над детьми:

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка)

Психическое (эмоционально-неправильное обращение)

Сексуальное

Физическое

Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребёнка)- отсутствие элементарной заботы о нем: невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинском обслуживании, присмотре. В результате появляется угроза здоровью и развитию ребёнка.

Влияние на ребёнка:

  • Не растёт, не набирает веса или теряет в весе
  • Ребёнок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища
  • Нет прививок, нуждается в услугах врача, запущенное состояние детей (педикулёз, дистрофия)
  • Не ходит в школу, прогуливает школу
  • Устаёт, апатичен, имеет отклонения в поведении

Психическое насилие – эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинения, оскорбления, угрозы в адрес ребёнка (брань, крики, внушение           чувства страха)

Виды психического насилия:

  • Принижение его успехов, пренебрежительное, грубое обращение, унижающее его достоинство
  • Отвержение ребёнка, подавление всякой воли ребёнка
  • Длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы
  • Принуждение к одиночеству
  • Совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям
  • Причинение боли домашним животным с целью запугать ребёнка

Эмоциональное (психическое) насилие  - не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость; внушение мысли, что ребенок - самый худший, унижение в присутствии других людей; постоянная критика в адрес ребенкаК этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям, запрет на встречи с одним из родителей после развода.

Ребёнок, страдающий от эмоционального насилия, вырастает с уверенностью, что он плохой, бестолковый и заслуживает только плохого отношения.

Сексуальное насилие – любой контакт или взаимодействие, в котором ребёнок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции

Сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Влияние на ребёнка:

  • Ребёнок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные познания или действия
  • Может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым
  • Может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий

Может жаловаться на физическое нездоровье.

Физическое насилиедействия (бездействия) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребёнка нарушается или находится под угрозой повреждения

Физическое насилие — наиболее распространённое, это нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

 

Признаки физического насилия над ребёнком:

Раны и синяки (разные по времени и возникновению, в разных частях тела одновременно, непонятного происхождения, имеют особую форму предмета, например, форму пряжки ремня, ладони)

Ожоги (топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами)

Укусы (следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, типично наличие кровоподтёков)

Синдром тряски ребёнка (возникает, когда взрослый, схватив ребёнка за плечи, сильно трясёт его взад и вперёд, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияния в мозг или ушиб мозга, у ребёнка наблюдается кровоизлияния в глазах, тошнота, рвота, потеря сознания)

Физическое наказание - избиение, пощечины, истязания, таскание за волосы, щипание и др.

 К физическим наказаниям чаще всего прибегают родители, которым важен тотальный контроль поступкам своего ребенка. Которые не признают у ребенка права на ошибку. Своим контролем они подавляют стремление ребенка самого отвечать за себя и свои поступки.

Жестокое обращение

преподает ребенку урок насилия

вызывают гнев и желание отомстить Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных.

нарушает уверенность в ребенке, что он любим;

рождает в ребенке тревогу

Наиболее частой реакцией на насилие является низкая самооценка (чувство вины, стыда). Ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться.

И как результат- в подростковом возрасте пристрастие к алкоголю, наркотиками, воровство и другие уголовно наказуемые действия.

Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

(Принцип 9 Декларации прав ребёнка.)

 

 

Рекомендации по профилактике семейного насилия

Как воспититывать детей, не прибегая к насилию"

       Из ряда трудных ситуаций, в которые дети нередко ставят своих родителей, можно и нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений

В оправдание телесных наказаний родители обычно приводят самые разные аргументы.

  1. «Пусть ребенок знает, что с ним не шутки шутят – дело вполне серьезное» (но как раз серьезный подход к воспитанию делает излишними телесные наказания).
  2. «В детстве меня тоже били, и это мне не повредило» (вспомните, однако, что вы тогда чувствовали; припомните это ощущение бессилия, охватывающее ребенка, которого бьют).
  3. «Иногда просто нет другой возможности повлиять на ребенка» (в тот момент вам действительно так кажется, но после раздумий в спокойной обстановке выясняется, что существовали и другие возможности).

Практика показывает, что телесные наказания не всегда вызваны поведением ребенка, часто они являются следствием состояния родителей. Взрослые нередко угнетены житейскими обстоятельствами, чувством одиночество, отсутствием помощников в нелегком деле воспитания детей, тяжестью ответственности. Иногда они озабочены проблемой заработка, состоянием здоровья, отношениями с другими людьми – и эти проблемы проявляются во вспышках гнева по отношению в детям. В такой ситуации удары не наказание, не воспитательная мера, а следствие истерики, долго копившегося напряжения. 

Реакция на телесные наказания бывает у ребенка самой разной:

  • маленький ребенок, если его ударили, начинает плакать еще громче,
  • ребенок, которого бьют, чувствует себя оскорбленным и униженным,
  • ребенок, которого бьют постоянно, чувствует глубокую неприязнь, буквально ненависть к самому себе и окружающим. Его дальнейшее поведение может быть продиктовано жаждой мести и компенсации. Его непрерывно мучает страх, что губительно сказывается на его развитии.

 Для душевного равновесия и правильного поведения ребенку необходимы четкие рамки и ясные правила. Он учится определять эти границы, принимая требования родителей и подражая их действиям. Ребенок, который ведет себя одинаково как в присутствии родителей, так и в их отсутствие - самостоятельный, владеющий собой человек с развитым чувством ответственности. Но добиться этого не всегда просто.

Устанавливая для ребенка границы и правила поведения, вы отнюдь не превращаетесь в его глазах в суровых и черствых родителей – если, конечно вы делаете это достаточно гибко и справедливо.

И даже если дети порой будут возмущаться и противиться вашим требованиям, они примут и оценят по достоинству проявленную вами последовательность.

Дети подражают вашему поведению и учатся ответственности за свои поступки.

Подбирайте наказание в соответствии с поведением ребенка.

Порой родителям кажется, что неправильный поступок ребенка требует определенной реакции с их стороны, раз уж предварительные предупреждения оказались неэффективными. Родители считают, что наказание за дурной поступок может научить ребенка чему-то хорошему и изменить его поведение к лучшему.

Иногда это действительно так. Но только при одном условии – если ваша реакция связана по смыслу с проступком и имеет воспитательное значение.

Наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребенка. Это – основной принцип, которым вы должны руководствоваться, применяя наказание. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием проступка, если вы действительно хотите научить ребенка, как следует себя вести.

Чтобы найти наказание, логически соответствующее поступку ребенка, необходимо задать себе вопрос: “Что произойдет, если я не буду вмешиваться в ход событий? Как надо действовать, чтобы ребенок понял, какого поведения от него ждут?”

Прежде всего ребенку надо объяснить отрицательную сторону им содеянного. И объяснить так, чтобы, несмотря на возраст, он это понял и сделал верные выводы. Существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях чувство ответственности и послушание, научить их управлять своими поступками, не прибегая при этом к телесным наказаниям.

  • хвалите детей за хорошее поведение подобно тому, как вы указываете на их ошибки и отрицательное поведение. Поощрение закрепит в их сознании представление о правильном действии;
  • старайтесь похвалить ребенка за любое изменение к лучшему в его поведении, даже если оно весьма незначительно;
  • помните, что достаточно часто прибегая к поощрению, вы способствуете развитию у ребенка уверенности в себе;
  • старайтесь научить ребенка осознать и исправить неправильный поступок;
  • полезно высказать свое отношение к неподобающему поведению ребенка ясно и недвусмысленно;
  • разговаривайте с детьми в тоне уважения и сотрудничества;
  • вовлекайте ребенка в процесс принятия решения;
  • старайтесь избегать пустых угроз;
  • помните, что вы являетесь для ребенка образцом правильного поведения;
  • желательно, чтобы дети имели возможность выразить свое недовольство или даже возмущение, когда они должны подчиниться правилам, которые им не по вкусу;
  • воздерживайтесь от шлепков, криков, угроз и оскорблений – они могут только усилить в ваших детях неприязнь, ненависть и чувство протеста;
  • старайтесь не выражать предпочтение одному из детей;
  • нельзя ожидать от ребенка выполнения того, что он не в состоянии сделать;
  • воздерживайтесь от заявлений, что ребенок ни к чему не пригоден, от грубости в стиле “гадкий, злой, бестолковый” и т.п.; оценивайте сам поступок, а не того, кто его совершил;
  • используйте любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Как же быть, если вы чувствуете, что вам хочется стукнуть ребенка или накричать на него?

В жизни родителей бывают периоды, когда они ощущают бессилие, находятся в состоянии кризиса или эмоционального напряжения. В такие моменты их гнев на детей нередко выражается в крике или наказаниях. Конечно, ничего хорошего в этом нет, но нет также и основания для вывода, что они не могут быть хорошими родителями. Если они отдают себе отчет в совершаемых действиях, у них есть шанс изменить свое поведение.

Многим родителям хорошо знакомо чувство одиночества, потребность в поддержке близких людей. Мы советуем обсуждать беспокоящие вас вопросы с другими членами семьи, с родственниками, чтобы разрешить их вместе.

Нередко родителям бывает стыдно за свои слова и действия в минуты гнева и отчаяния.

Помните, что существует множество способов снятия напряжения и разрядки!

- Отвлекитесь на короткое время, пойдите в другую комнату, может быть, даже выйдите из дома (по возможности). Объясните ребенку свои действия, расскажите о своих чувствах, когда вернетесь домой.

-Если позволяют обстоятельства, заставьте себя отключиться и попробуйте расслабиться, займитесь каким-либо физическим трудом, примите душ (ванну), вымойте посуду или, наконец, подержите руки под краном с водой, умойте лицо.

Только в спокойном состоянии вы сумеете выяснить для себя, чего вы хотите и чего требуете от ребенка, и поступить по справедливости. В состоянии же гнева и напряжения вы способны вести себя агрессивно, можете обидеть ребенка и позволить себе высказывания, которые только усилят у него чувство протеста и непослушание, ухудшат его поведение, и вы еще больше отдалитесь друг от друга.

Поскольку вы знаете своего ребенка и предвидите, в связи с чем могут возникнуть конфликтные ситуации, пытайтесь избегать их, а спокойные минуты старайтесь не использовать для бесед с ребенком на “острую” тему и для развития у него конструктивного отношения к проблеме.

Любое проявление жестокости кладет конец вашему диалогу с ребенком и нарушает взаимоотношения между родителями и детьми. В добавление к этому, ребенок учится таким же образом относиться к другим людям.

Если вы считаете, что обидели ребенка, вы должны искренне извиниться перед ним. Это научит вашего ребенка поступать так же в случае, если он кого-нибудь обидит (в частности, и вас).

Стоит ли просить о помощи и в каких случаях?

Если вы почувствуете, что нуждаетесь в консультации и поддержке, это не свидетельствует о вашей слабости.

Если вы чувствуете, что больше не можете мириться с создавшимся положением, - это не говорит о том, что вы плохие родители.

Никто не готовит человека к выполнению родительских обязанностей, и если вы испытываете описанные ниже ощущения, то консультации со специалистами помогут вам в решении семейных проблем.

Итак, если:

  • ваши действия постоянно вызывают у детей обиду и протест;
  • вы агрессивны физически и словесно, когда сердитесь на детей;
  • вас удручает, что дети вас не слушаются;
  • действия детей слишком редко отвечают вашим ожиданиям;
  • вы чувствуете, что не способны разговаривать с собственными детьми;
  • вы чувствуете, что явно предпочитаете одного из детей остальным;
  • не стесняйтесь обращаться за помощью. Это нелегко, но пусть вас ободряет тот факт, что многие родители, все-таки сделавшие это, нашли понимание и получили реальную помощь.

 

Куда обратиться за помощью?

В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ ВАМ ПОМОГУТ:

Правоохранительные органы. Если Вы подвергаетесь семейной жестокости и решили наказать обидчика, Вы можете обратиться в правоохранительные органы по телефону 102.

Территориальный центр социального обслуживания населения. Специалисты по социальной работе могут помочь разобраться в сложившейся ситуации:

тел. 4-15-61, 3-92-59 . «Открыта Кризисная комната»

Кризисная комната- специально оборудованное помещение Центра, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Предоставляется для временного пребывания лицам, пострадавшим от насилия и оказавшимся в опасном для здоровья и жизни состоянии.

Если вам стали известны случаи насилия над детьми (например, вы постоянно слышите, как ваши соседи ругаются, и видите, что их ребенок ходит в синяках, или вы стали свидетелем, как ребенка оскорбляют, унижают, бьют), немедленно сообщите эту информацию в любую службу экстренного реагирования по всем известным телефонам 101, 102, 103.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

 

 

 

 

Уважаемые родители, несмотря на то, что вы несёте полную ответственность за своих детей и сами можете выбирать методы воспитания, существуют законодательные акты, отражающие защиту прав и достоинств ребенка даже в отношении собственных родителей.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами

В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за тот или иной вид насилия в отношении детей и подростков.

Статья 145. Доведение до самоубийства.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Статья 154. Истязание.

Статья172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Статья331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Статья 80. Лишение родительских прав

 

Уважаемые родители!Не допускайте насилие в любом его проявлении! Давайте помнить, что каждому ребенку важно чувствовать, что родители желают ему добра

  • Прислушайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его.
  • Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  • Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  • Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребёнок ведёт себя так, а не иначе, о чём свидетельствует его поступок.
  • Подумайте, в чём трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете помочь ребёнку в этой ситуации? Как поддержать его?

Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт».