Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Запреты в жизни ребенка. Как правильно предъявлять свои требования?

Консультация для родителей

     В воспитании ребенка каждый родитель использует систему запретов, требований. Это дисциплинирует ребенка, воспитывает в нем послушание. Причем важно отметить, что детям не только нужен порядок и правила поведения, но они хотят и ждут их. Это делает жизнь ребенка понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности. Дети интуитивно чувствуют, что за родительским «нельзя» скрывается забота о них. Один подросток с горечью признался, что родители его совсем не любят, так как позволяют ему слишком многое, включая и то, что запрещается другим ребятам.

     Возникает вопрос: если дети чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти правила нарушить? На самом деле дети восстают не против правил, а против способов предъявления требований.

    Остановимся на ошибках родителей в предъявлении требований к своему ребенку.

    Требования взрослого касаются, во-первых, обязанностей ребенка, то есть того, что ребенок должен делать сам (самообслуживание, учеба, помощь по дому и т. д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенку нельзя делать. 

    Чрезмерность требований-обязанностей - требования к ребенку очень велики, не соответствуют его возможностям, что увеличивает риск психической травматизации ребенка. Чрезмерность требований-обязанностей лежит в основе типа воспитания, который можно определить как "повышенная моральная ответственность". От ребенка требуют не соответствующих его возрасту и реальным возможностям бескомпромиссной честности, порядочности, следования чувству долга, возлагают на него ответственность за жизнь и благополучие близких. Родители устанавливают для ребенка высшие цели в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его идеальный образ.

    Недостаточность требований-обязанностей. В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье, и родители нередко сетуют, что ребенка трудно привлечь к какому-то делу по дому.

   Требования-запреты определяют степень самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения. Здесь также есть две крайности: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. Чрезмерность требований-запретов проявляют в том, что ребенку "ничего нельзя", ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Недостаточность требований-запретов, напротив, заключается в том, что ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок их легко нарушает, зная, что с него никто ничего не спросит. 

По форме предъявления требований к ребенку можно разделить на: требования, которые предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение)  и требования, которые выражают желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба). 

Как же влияют родительский контроль и требования на детское развитие? Родительский авторитаризм приводит к отсутствию эмпатии, формированию низкой самооценки ребенка, его ориентации на внешние требования и стандарты. Дефицит практики самостоятельного поиска и принятия решения приводит к формированию зависимости ребенка от взрослого, к инфантилизму ребенка.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети обладали умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но с трудом поддавались внешнему контролю. Они отличались хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, но им не присущ альтруизм, эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Правила для родителей, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину :

  • Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

  • Ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими Это правила помогает найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями воспитания, предполагает особое чувство меры, особую мудрость родителя в решении вопросов «можно», «следует» и «нельзя»

  • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка

  •  Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине.

  •  Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно- разъяснительным, чем повелительным.