Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

   Конфликты с подростком. Как вести себя родителям?

 

Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Особенно часто возникают конфликты родителей с детьми подросткового возраста. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики подростков, не знают их типичных «поведенческих реакций». Дело в том, что в этом «переходном периоде» в организме происходят существенные физиологические и психологические сдвиги. Наиболее общими психологическими чертами в этом возрасте являются эмоциональная неустойчивость, сочетание противоречивых свойств и стремлений. Свойственное подросткам обострение потребности отстаивать свою самостоятельность, независимость от старшего поколения, особенно от родителей, носит название «возрастной эмансипации». Это явление необходимо для того, чтобы подросток в будущем достиг зрелости и самостоятельности. И если иногда в детско-родительских отношениях это превращается в проблему, то это проблема не столько подростков, сколько их родителей, слишком привыкших воспринимать своего ребенка как существо зависимое, несамостоятельное и полностью подчиненное их воле.

Не столь уж редка ситуация, когда родители упорно пытаются «воспитывать» детей, желая реализовать с их помощью какие-нибудь свои ожидания, мечты, планы. Обычно это ведет к конфликту, поскольку ребенок прекрасно чувствует, что в нем видят не самостоятельную личность со своими целями и мечтами, а пытаются заставить его жить чужой жизнью. Естественно, это вызывает протест со стороны подросших детей. Подобный конфликт, кстати, характерен на только для тех семей где родителям не удалось воплотить в жизнь свои планы и мечтания, но не редко и для тех, где родителям удалось достигнуть многого, приобрести весомый статус в обществе. Такие родители обычно предъявляют к ребенку повышенные ожидания, ждут, что он «догонит и перегонит» их.

Таким образов мы видим, что конфликты в детско-родительских отношениях неизбежны, и лишь от грамотности родительского поведения с ребенком зависит насколько далеко зайдет конфликт.

       Вот жизненные позиции, которые при разного рода конфликтах между детьми и родителями, приводят к эскалации.

У родителей:

üНежелание принимать происходящие изменения: «Он же еще совсем ребенок! Так почему мы должны начинать относиться к нему как к взрослому?»;

üНеуместная властность, доминантность: «В семье главный я! А кому не нравится – может убираться прочь»;

üАбсолютизация своего жизненного опыта, восприятие жизни молодых как чего-то неправильного.

У детей и родителей:

  • Отсутствие гибкости, бескомпромиссность: «Будет так, как я хочу, и точка!»;
  • Абсолютная уверенность в верности своей точки зрения: «есть два мнения: одно мое, другое неправильное!»
  • Уход от контакта, нежелание обсуждать проблемы: «Чего пристал со своими нравоучениями? Закрой дверь!»

Важным условием для предупреждения детско-родительского конфликта является соблюдение в семейном воспитании следующих принципов:

  • Гуманность и милосердие к растущему человеку
  • Вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • Открытость и доверительность отношений с детьми;
  • Оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • Оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

! Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

        

           Если возник конфликт с ребенком, воспользуйтесь пошаговым алгоритмом действий для разрешения конфликтной ситуации:

Шаг 1. Определение противоречия или проблемы. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка.

Шаг 2. Поиск и выработка альтернативных решений. При этом позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Дайте ему достаточно времени для обдумывания его предложений. Будьте с ним открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений. Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;

Шаг 3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений . Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений. Выбор альтернативы и реализация решения

Шаг 4. Выбор подходящего момента для оценки верности принятого решения .

 

Помните! Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше.

1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем,

какой результат от этого вы хотите получить;

2. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы ребенка.

4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему,

а не сводите счеты.

5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

7. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, чтобы потом не сгорать со стыда и не мучиться раскаянием.

8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

9. Умейте вовремя остановиться.

10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

  

     Уважаемые папы и мамы!

     Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь!

Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!