Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

New

Памятка для педагогов «Маркеры суицидального состояния»

Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.

Способы информирования о суициде:

  1. Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
  2. Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
  3. Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
  4. Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.). 

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;

Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);

Самоизоляция от других людей и жизни;

Резкое снижение повседневной активности;

Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;

Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;

Частое прослушивание траурной и печальной музыки;

«Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);

Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;

Склонность к неоправданно рискованным поступкам;

Посещение врача без очевидной необходимости;

Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;

Расставание с дорогими вещами или деньгами;

Приобретение средств для совершения суицида.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях  («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);

Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;

Уверения в беспомощности и зависимости от других;

Прощание;

Сообщение о конкретном плане суицида;

Самообвинения;

Двойственная оценка значимых событий;

Медленная, маловыразительная речь.

КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Разрешающие установки относительно суицидального поведения;

Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;

Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;

Представление о мире как месте потерь и разочарований; 

Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;

«Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;

наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Амбивалентность по отношению к жизни;

Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;

Переживание горя;

Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;

Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;

Вина или ощущение неудачи, поражения;

Чрезмерные опасения или страхи;

Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;

Рассеянность или растерянность;

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:

внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.