Рекомендации учителям-предметникам «Как помочь ученику преодолеть стресс отметки и ситуации проверки знаний»
Спрашивайте у учеников перед проверкой домашнего задания, все ли им было понятно, какие были трудности в выполнении заданий.
Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
Оценивать детский труд надо очень дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
Учите учеников самостоятельно оценивать свои достижения. Умение оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на "невнимание" и ошибки "на правила".
При выставлении отрицательной или низкой отметки поддержите ребенка, скажите ученику, что он сделал хорошо, а что у него пока не получилось. Выразите уверенность, что в следующий раз у него получиться. Предложите свою помощь в коррекции знаний, преодолении трудностей в учебе.
Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо знаках. Для этого используйте "линеечки", графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнивать вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
Предупреждайте учащихся о времени проведения контрольных работ, повторите накануне пройденный материал и сделайте аналогичные задания.
Обеспечивайте положительный эмоциональный настрой в учебной деятельности через создание доброжелательной атмосферы, доверия, сотрудничества, через яркую и эмоциональную речь учителя на уроке.
Помните о том, что интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника в процессе обучения.
Самый лучший стимул для ученика в обучении – это «получилось». Создавайте ситуации успеха для каждого ученика, а особенно для ученика со средними и низкими способностями.