Аттестация как одна из составляющих
непрерывного профессионального развития педагогов
Развитие педагогической практики в Республике Беларусь, изменения, происходящие на современном этапе в системе образования, повышение требований, предъявляемых обществом и государством к профессиональной компетентности педагогов, требуют постоянного обновления знаний учителя, приобретения необходимых умений и повышения профессионального мастерства. Профессиональная подготовка учителя не заканчивается после завершения педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, так как обновляется содержание образования, в образовательный процесс внедряются информационно-коммуникационные технологии, современные электронные образовательные ресурсы, возникают новые потребности учеников и общества в получении качественного образования.
Для обеспечения непрерывного образования педагогических работников в нашей республике существует определенная система: это подготовка педагогов в рамках повышения квалификацииодин раз в три года и методическое сопровождение обучения в межкурсовой период. Непрерывность профессионального образования является необходимой предпосылкой развития творческих способностей педагогов, условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется его творческий профессиональный поиск, приветствуется участие в инновационной и экспериментальной деятельности, создаются условия для самореализации личности. Большое значение для развития профессиональной компетентности педагога играет и аттестация.
Аттестация педагогических работников в учреждениях образования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014№ 20, от 26.11.2014 № 163 (далее – Инструкция).
Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования и проводится по каждой занимаемой должности. Присвоение квалификационных категорий осуществляется последовательно (вторая, первая, высшая, квалификационная категория «учитель-методист») за исключением случаев, предусмотренных частью второй пункта 18 и пунктами 19, 20' Инструкции.
В соответствии с Инструкцией, аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся. В ходе аттестации предполагается установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям второй, первой, высшей квалификационным категориям, квалификационной категории «учитель-методист».
Аттестация является действенным средством стимулирования непрерывного повышения квалификации, роста их личностно-профессионального уровня, развития творческой инициативы. Аттестация создает условия для самосовершенствования педагогов, повышения уровня их теоретической и методической подготовки. Целенаправленная работа педагогов по самообразованию и саморазвитию приводит к повышению эффективности и качества педагогического труда, авторитета учителя в коллективе. Аттестация также направлена на изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, повышение персональной ответственности каждого педагога за качество обучения и воспитания.
Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность и целостность экспертных оценок. Реализация данных принципов, объективное оценивание членами аттестационной комиссии педагогической деятельности учителя и ее результатов, корректное и доброжелательное отношение позволяют педагогам воспринимать аттестацию как необходимую часть непрерывного профессионального образования и развития.
Для осуществления аттестации педагогических работников в организации системы образования создается аттестационная комиссия. В состав комиссии не могут входить педагогические работники, которые планируют проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории либо подлежат обязательной аттестации в период ее действия.
В соответствии с Инструкцией аттестация проводится как по инициативе педагогического работника (на присвоение квалификационных категорий), так и по инициативе руководителя организации системы образования (на подтверждение квалификационных категорий).Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной.Для ее проведения не требуется заявление аттестуемого.
Если педагог желает повысить свою квалификационную категорию, то он обязан подать заявление в соответствующую аттестационную комиссию до 31 марта текущего учебного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление на следующем плановом заседании и принимает решение о допуске либо отказе в допуске к процедуре аттестации.
Педагог будет допущен к аттестации при соблюдении следующих условий.
Ι. Образование должно соответствовать квалификационным требованиям, которые определены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании».
В соответствии с данным документом учителя начальных классов, работающие в начальных и средних школах, учебно-педагогических комплексах, должны иметь высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» либо высшее (среднее специальное) образование и переподготовку по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование»; работающие в гимназиях – высшее образованиепо профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующее преподаваемому учебному предмету либо высшее образование и переподготовку по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование», соответствующую преподаваемому учебному предмету.
ΙΙ. Стаж работы в занимаемой должности должен соответствовать требованиям Инструкции (п.19). Данное требование не учитывается в случаях, предусмотренных пунктами 20, 20' Инструкции.
Претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий могут педагоги, имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, два года, на присвоение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - три года со дня присвоения предыдущей категории. В стаж работы не учитывается период нахождения педагога в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.
В пункте 19 Инструкции указаны льготы для педагогических работников, получивших диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или исследователя; имеющих ученую степень и (или) ученое звание; принятых с должности профессорско-преподавательского состава.
ΙΙΙ. Прохождение повышения квалификации в соответствии с Положением о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954.
Педагогические работники проходят повышение квалификации один раз в три года. По итогам прохождения повышения квалификации педагоги получают соответствующий документ (свидетельство).
Учителям, желающим получить квалификационную категорию «учитель-методист», необходимо подавать заявление в аттестационную комиссию отдела (управления) образования. К этим педагогам кроме перечисленных выше требований к допуску к процедуре аттестации предъявляются дополнительные требования. Им необходимо иметь:
- авторскую методику преподавания учебного предмета или собственный опыт, который обобщен на уровне района, города, области либо республики и используется другими учителями учреждений общего среднего образования;
- публикации в научно-методических журналах, сборниках международных, республиканских конференций, педагогических чтений, других изданиях об опыте использования эффективных методов, приемов и средств обучения, применения современных образовательных и информационных технологий;
- опыт руководства методическим формированием, проведения занятий с педагогами по актуальным проблемам образовательной практики, распространения эффективных методик, технологий, средств обучения.
В остальном алгоритм аттестации такой же, как и для других педагогов, проходящих аттестацию на вторую, первую либо высшую квалификационную категорию.
Обязательная аттестация проводится в отношении педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, категорию «учитель-методист», если эти категории присвоены им пять и более лет назад. Данный вид аттестации проводится один раз в пять лет. В этот срок засчитываются периоды работы на соответствующей должности независимо от места работы и перерывов в работе, за исключением времени отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком до трех лет.
Напоминаем, что в соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь№ 20 от 26 марта 2014 года педагогические работники, которым присвоена высшая квалификационная категория пять и более лет назад, должны пройти обязательную аттестацию на подтверждение высшей квалификационной категории (квалификационный экзамен и аттестационное собеседование) до 1 сентября 2017 года.
К обязательной аттестации также могут быть привлечены педагоги, имеющие вторую (первую) квалификационную категорию, которые снизили уровень своей работы, и деятельность которых не соответствует установленным требованиям, либо имеют перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории проводится не чаще одного раза в пять лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.
После принятия аттестационной комиссией положительного решения о допуске педагогических работников к аттестации на присвоение квалификационной категории, определения педагогов, которые будут привлечены к обязательной аттестации, руководитель организации системы образования издает приказ. Данным приказом определяются сроки проведения аттестации, списки педагогов, которые допущены до аттестации на присвоение квалификационной категории, и тех, кто будет проходить обязательную аттестацию на подтверждение имеющейся квалификационной категории, график. Приказ о проведении аттестации доводится до сведения аттестуемых педагогов на протяжении трех рабочих дней со дня его издания. Педагогические работники знакомятся с приказом под роспись.
Инструкцией определены максимальные сроки проведения аттестации. Если педагогический работник проходит аттестацию на присвоение либо подтверждение второй и первой квалификационных категорий, то сроки проведения аттестации не должны превышать трех месяцев с даты его ознакомления с приказом о проведении аттестации.
Срок поведения аттестации педагогических работников на присвоение либо подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» не должен превышать четырех месяцев с даты выдачи педагогическому работнику выписки из протокола заседания квалификационной комиссии о сдаче квалификационного экзамена.
В данные сроки не учитываются периоды временной нетрудоспособности и трудового и (или) социального отпуска педагогического работника.
Аттестация на присвоение (подтверждение) второй (первой) квалификационной категории проводится в форме аттестационного собеседования, на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» - в форме квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует аттестационному собеседованию.
На основании приказа руководителя организации системы образования педагогическим работникам, подлежащим обязательной аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» или желающим пройти аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», выдается направление на сдачу квалификационного экзамена. Направление высылается в соответствующее учреждение образования, в котором создается квалификационная комиссия по данному учебному предмету (направлению деятельности).
Квалификационный экзамен не сдают педагоги, которые проходят аттестацию на присвоение высшей квалификационной категории в соответствии с п.20 Инструкции. Также от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории освобождаются педагогические работники в соответствии с п. 30 Инструкции.
Подробная процедура проведения квалификационного экзамена представлена в «Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории “учитель-методист”», которые размещены на сайте Академии последипломного образования (http:/www.academy.edu.by/).
Каждому педагогическому работнику, который явился на квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», выдается выписка из протоколазаседания квалификационной комиссии для предоставления в аттестационную комиссию организации системы образования. В выписке указывается результат квалификационного экзамена: «сдал» или «не сдал».
Если педагогический работник по результатам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» получил отметку «не сдал», дальнейшая его аттестация не проводится. В протоколе аттестационной комиссии делается соответствующая запись.
В случае если педагогический работник по результатам квалификационного экзамена при прохождении аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» получил отметку «не сдал», решением аттестационной комиссии квалификационная категория снижается. На основании данного решения издается приказ и делается соответствующая запись в трудовую книжку.
В ходе аттестации изучается педагогическая деятельность аттестуемых не только на текущий момент, но и за последние несколько лет. Если педагог претендует на присвоение второй или первой квалификационной категории, то его педагогическая деятельность изучается за последние два года, если претендует на присвоение высшей квалификационной категории или квалификационной категории «учитель-методист» – за последние три года, для педагогов, которые проходят обязательную аттестацию – за последние пять лет. Во время проведения аттестации при недостатке определенного рода информации аттестационной комиссией может быть изучена школьная документация, которую ведет аттестуемый педагог, проведены дополнительное анкетирование, диагностика, контрольные срезы знаний учащихся и т.д. Педагогу также могут предложить провести один-два открытых урока, внеклассное мероприятие, тем самым продемонстрировать опыт собственной педагогической деятельности, свои методические находки, уровень подготовленности учащихся. Все мероприятия в рамках аттестации педагогических работников посещаются членами аттестационной комиссии. Анализ результатов самоконтроля учреждения образования, ведения школьной документации, посещенных уроков, результатов учебной деятельности обучающихся и самообразования педагогов, которые проходят аттестацию, позволяет аттестационной комиссии объективно оценить успехи аттестуемых и предложить пути для дальнейшего совершенствования их профессионального мастерства.
На каждого аттестуемого готовится аналитическая информация, в которой содержатся результаты изученияпедагогической деятельности аттестуемого за указанный период, данные о прохождении предыдущей аттестации и ее результатах. На основании аналитической информации составляется характеристика педагогического работника, в которой дается оценка его профессиональных, деловых и личностных качеств. Характеристика и аналитическая информация подписывается руководителем организации системы образования. Характеристика согласуется с профсоюзным комитетом. Аттестуемый знакомится с характеристикой не позднее, чем за неделю до начала аттестационного собеседования.
Аттестационное собеседование является обязательным этапом процедуры аттестации для всех педагогических работников, которые проходят аттестацию в конкретном учебном году. Аттестационное собеседование проводится в соответствии с графиком аттестации на заседании аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия рассматривает аттестационные материалы и принимает решение путем открытого либо тайного голосования по каждому аттестуемому.
Если педагогический работник отказался от прохождения обязательной аттестации на подтверждение квалификационной категории или не явился на квалификационный экзамен либо аттестационное собеседование без уважительных причин, решением аттестационной комиссии имеющая квалификационная категория снижается (отменяется).
Аттестация - это процесс, результатом которого является объективное заключение об уровне (качестве) педагогической деятельности работника, сделанное коллегиально на основании сопоставления современных требований к педагогу и качеству образования с достигнутыми результатами; сравнения выводов самодиагностики педагога и объективного изучения, измерения, анализа и оценки его профессиональной деятельности. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.
Литература
1. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования)», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101.– режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/post101_izm.pdf.
2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2014 № 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101». – режим доступа: http://www.etalonline.by/Default.aspx/
3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26.11.2014 № 163 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101». – режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/postMO_163.pdf.
4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании». – режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/post%20105.pdf.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 (с учетом изменений, внесенных постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2012 № 399, рег № 5/35639 от 03.05.2012; 31.08.2012 № 803, рег. № 5/36174 от 03.09.2012; 26.06.2013 № 544, рег № 5/37484 от 02.07.2013; 22.08.2013 № 736¸ рег №5/37742 от 02.09.2013; 24.03.2014 № 253, рег № 5/38602 от 25.03.2014) «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов». – режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/post%2093.pdf.