ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУО « Средняя школа № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IVклассов,
IIступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
учреждений общего среднего образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
¾ формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
¾ формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
¾ обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
¾ организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,
IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
- повышение интереса родителей к самообразованию;
- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть.
Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком работы специалистов СППС
Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ГУО « Средняя школа № 2 г. п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина»
на 2023-2024 учебный год
для родителей учащихся I-IVклассов
№
|
Название темы занятий
|
Форма проведения
|
Класс
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
|
Адаптация первоклассника к школе
|
Интерактивная беседа
|
1
|
сентябрь
|
Классный руководитель, педагог-психолог
|
|
Как родители могут помочь ребенку учиться
|
Семинар-практикум
|
2
|
сентябрь
|
Классный руководитель
|
|
Значение школьной отметки в жизни школьника.
|
Дискуссия
|
3
|
сентябрь
|
Классный руководитель
|
|
Как выявить и развивать способности детей
|
Семинар-практикум
|
4
|
сентябрь
|
Классный руководитель
|
|
Воспитание организованности и самостоятельности у младшего школьника
|
Интерактивная лекция
|
1-4
|
ноябрь
|
Классные руководители
|
|
Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка
|
Лекция с элементами психологичес-кого тренинга
|
1-4
|
декабрь
|
Педагог-психолог
|
7.
|
Как привить ребенку культуру общения с окружающими людьми
|
Семинар-практикум
|
1-4
|
февраль
|
Классные руководители
|
8
|
Ребенок и компьютер
|
Круглый стол
|
3-4
|
апрель
|
Педагог-психолог, педагог социальный. Классные руководители
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1
|
Режим дня первоклассника.
Если ребёнка в школе обижают
Трудности адаптации у первоклассников.
Как помочь ребёнку стать внимательным
Права и обязанности родителей
Воспитание вежливости
Проблема детского непослушания
|
Сентябрь
октябрь
октябрь
Ноябрь
декабрь
февраль
март
|
классный руководитель
педагог социальный
педагог-психолог
классный руководитель
педагог социальный
классный руководитель
педагог-психолог
|
2
|
Кризис семилетнего возраста. Как преодолевать
Если ребёнка в школе обижают
Главные правила ЗОЖ школьника
Как помочь ребенку с повышенной двигательной активностью?
Как привить любовь к чтению
|
октябрь
октябрь
ноябрь
январь
февраль
|
педагог-психолог
педагог социальный
классный руководитель
психолог
классный руководитель
|
3
|
Если ребёнка в школе обижают
Как относиться к отметкам ребенка?
Причины неуспеваемости и их предупреждение
Воровство в детском возрасте: причины и профилактика
Как привить ребенку любовь к чтению
|
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
январь
|
педагог социальный
педагог-психолог
классный руководитель
психолог
классный руководитель,
|
4
|
Ребенок среди сверстников
Если ребенка в школе обижают
Причины неуспеваемости и их предупрежден
Детская агрессивность. Как с ней справляться?
Когда дети врут?
|
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
апрель
|
классный руководитель
педагог социальный
классный руководитель
психолог
психолог
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
IIступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№
|
Название темы занятий
|
Форма проведения
|
Класс
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
|
Адаптационные трудности пятиклассников. Родительская помощь в их преодолении.
|
Семинар-практикум
|
5
|
сентябрь
|
Классный руководитель, педагог-психолог
|
|
Профилактика проблемного поведения подростков
|
Интерактивная лекция
|
6-9
|
сентябрь
|
Классные руководители
|
|
Как уберечь подростка от насилия
|
Интерактивная беседа
|
5-9
|
ноябрь
|
Классные руководители, педагог социальный
|
|
Формирование культуры поведения в конфликтных ситуациях
|
Круглый стол
|
5-7
|
февраль
|
Классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный
|
|
Жизненные цели подростков
|
Дискуссия
|
8-9
|
февраль
|
Классные руководители, педагог-психолог
|
|
Осторожно: подростковый суицид
|
Интерактивная лекция
|
7-9
|
март
|
психолог
|
|
Ответственность родителей за воспитание детей
|
Интерактивная беседа
|
5-9
|
май
|
классные руководители, педагог социальный
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
5
|
Особенности организации учебной деятельности пятиклассника
Психологические особенности младших подростков
Кто и как защищает детей от насилия и жестокого обращения
Ребёнок в коллективе сверстников
Компьютерные игры: польза или вред?
Вопросы дисциплины
|
сентябрь
октябрь
октябрь
декабрь
январь
март
|
классный руководитель
педагог- психолог
педагог социальный
кл.руководитель
педагог социальный
классный руководитель
|
6
|
Свободное время и его значение в формировании личности подростка
Ребёнок в коллективе сверстников
Компьютерные игры: польза или вред?
Сквернословие детей. как реагировать родителям?
Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?
|
сентябрь
октябрь
январь
февраль
март
|
классный руководитель
классный руководитель
педагог социальный
психолог
классный руководитель
|
7-9
|
Как повысить учебную мотивацию подростка
Признаки употребления наркотических средств. Уголовная ответственность
Подростковая депрессия и пути преодоления.
Подросток в социальных сетях: меры безопасности
Причины подростковой агрессии
О половом воспитании ребенка в семье
Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях
|
сентябрь
сентябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
январь
март
|
Кл.руководитель
педагог социальный
психолог
педагог социальный
психолог
классный руководитель,
психолог
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№
|
Название темы занятий
|
Форма проведения
|
Класс
|
Сроки проведения
|
Ответственные
|
|
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе.
|
Семинар-практикум
|
10-11
|
сентябрь
|
Классные руководители
|
|
Родительская поддержка в профессиональном самоопределении ребенка
|
Интерактивная беседа
|
10-11
|
ноябрь
|
Классные руководители
|
|
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни
|
Круглый стол
|
10-11
|
февраль
|
Классные руководители
|
|
Ценностные ориентиры современных подростков
|
Дискуссия
|
10-11
|
май
|
Классные руководители
|
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс
|
Темы консультаций для родителей
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
10-11
|
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания
Как распознать кризисное состояние у подростка
Закон и ответственность несовершеннолетних
Пути получения профессионального образования
Признаки вовлечения в деструктивную секту
Как поддержать ребёнка в период подготовки и сдачи экзаменов
Пора ранней юности. Как обезопасить подростка
|
сентябрь
сентябрь
октябрь
декабрь
март
май
май
|
классный руководитель
педагог-психолог
педагог
социальный
классные руководители
педагог социальный
педагог-
психолог
педагог социальный
|