Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Родительский университет

 

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ГУО « Средняя школа № 2 г.п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина»

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся I-IVклассов,

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

учреждений общего среднего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.

Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.

Основные задачи Родительского университета:

¾              формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;

¾              формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;

¾              обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

¾              организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.

Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» –для родителей учащихся I-IVклассов учреждений общего среднего образования,

IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

Ожидаемые результаты работы Родительского университета:

- формирование у родителей осознанного отношения к родительству;

- повышение интереса родителей к самообразованию;

- удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;

- повышение уровня педагогической культуры родителей;

- активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;

- развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;

- охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.

Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть.

Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком работы специалистов СППС

 

Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ГУО « Средняя школа № 2 г. п. Шарковщина имени Героя Советского Союза Романа Степановича Кудрина»

на 2023-2024 учебный год

для родителей учащихся I-IVклассов

 

    Название темы         занятий

Форма проведения

Класс

Сроки проведения

Ответственные

Адаптация первоклассника к школе

 

Интерактивная беседа

1

сентябрь

Классный руководитель, педагог-психолог

 

 

Как родители могут помочь ребенку учиться

Семинар-практикум

2

сентябрь

Классный руководитель

Значение школьной отметки в жизни школьника.

     Дискуссия

     3

сентябрь

Классный руководитель

Как выявить и развивать способности детей

Семинар-практикум

4

сентябрь

Классный руководитель

Воспитание организованности и самостоятельности у младшего школьника

Интерактивная лекция

   1-4

ноябрь

Классные руководители

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка

Лекция с элементами психологичес-кого тренинга

   1-4

декабрь

Педагог-психолог

      7.

Как привить ребенку культуру общения с окружающими людьми

Семинар-практикум

   1-4

февраль

Классные руководители

    8

Ребенок и компьютер

Круглый стол

3-4

апрель

Педагог-психолог, педагог социальный. Классные руководители

 

 

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся I-IV классов

 

Класс

Темы консультаций для родителей

Срок проведения

Ответственные

1

Режим дня первоклассника.

 

Если ребёнка в школе обижают

 

Трудности адаптации у первоклассников.

 

Как помочь ребёнку стать внимательным

 

Права и обязанности родителей

 

Воспитание вежливости

 

Проблема детского непослушания

Сентябрь

 

октябрь

 

октябрь

 

Ноябрь

 

декабрь

 

февраль

 

март

классный руководитель

педагог социальный

педагог-психолог

 

классный руководитель

педагог социальный

классный руководитель

педагог-психолог

2

Кризис семилетнего возраста. Как преодолевать

Если ребёнка в школе обижают

 

Главные правила   ЗОЖ школьника

 

Как помочь ребенку с повышенной двигательной активностью?

Как привить любовь к чтению

 

октябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

январь

 

февраль

педагог-психолог

 

педагог социальный

классный руководитель

психолог

 

классный руководитель

3

Если ребёнка в школе обижают

 

Как относиться к отметкам ребенка?

 

Причины неуспеваемости и их предупреждение

Воровство в детском возрасте: причины и профилактика

Как привить ребенку любовь к чтению

октябрь

 

октябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

январь

 

педагог социальный

педагог-психолог

 

классный руководитель

психолог

 

классный руководитель,

 

4

Ребенок среди сверстников

 

Если ребенка в школе обижают

 

Причины неуспеваемости и их предупрежден

 

Детская агрессивность. Как с ней справляться?

 

Когда дети врут?

сентябрь

 

октябрь

 

ноябрь

 

декабрь

 

 

апрель

классный руководитель

педагог социальный

классный руководитель

психолог

 

 

психолог

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся V-IX классов

Название темы занятий

Форма проведения

Класс

Сроки проведения

Ответственные

Адаптационные трудности пятиклассников. Родительская помощь в их преодолении.

Семинар-практикум

     5

сентябрь

Классный руководитель, педагог-психолог

Профилактика проблемного поведения подростков

Интерактивная лекция

   6-9

сентябрь

Классные руководители

Как уберечь подростка от насилия

Интерактивная беседа

   5-9

ноябрь

Классные руководители, педагог социальный

 

 

Формирование культуры поведения в конфликтных ситуациях

 

Круглый стол

   5-7

 

 

  

февраль

Классные руководители, педагог-психолог, педагог социальный

Жизненные цели подростков

 

Дискуссия

   8-9

февраль

Классные руководители, педагог-психолог

Осторожно: подростковый суицид

Интерактивная лекция

   7-9

март

психолог

Ответственность родителей за воспитание детей

Интерактивная беседа

   5-9

май

классные руководители, педагог социальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся V-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Срок проведения

Ответственные

5

Особенности организации учебной деятельности пятиклассника

 

Психологические особенности младших подростков

 

Кто и как защищает детей от насилия и жестокого обращения

 

Ребёнок в коллективе сверстников

Компьютерные игры: польза или вред?

 

Вопросы дисциплины

сентябрь

 

 

октябрь

 

 

октябрь

 

 

декабрь

 

январь

 

 

март

 

классный руководитель

 

педагог- психолог

 

 

педагог социальный

 

кл.руководитель

 

педагог социальный

 

классный руководитель

6

Свободное время и его значение в формировании личности подростка

Ребёнок в коллективе сверстников

 

Компьютерные игры: польза или вред?

Сквернословие детей. как реагировать родителям?

 

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

сентябрь

 

октябрь

 

январь

 

февраль

 

 

март

классный руководитель

классный руководитель

педагог социальный

психолог

 

 

классный руководитель

7-9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как повысить учебную мотивацию подростка

 

Признаки употребления наркотических средств. Уголовная ответственность

 

Подростковая депрессия и пути преодоления.

Подросток в социальных сетях: меры безопасности

Причины подростковой агрессии

 

 

О половом воспитании ребенка в семье

 

 

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях

 

сентябрь

 

сентябрь

 

 

ноябрь

 

ноябрь

декабрь

 

 

январь

 

 

март

 

 

 

Кл.руководитель

 

педагог социальный

 

психолог

педагог социальный

психолог

 

классный руководитель,

 

 

психолог

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

IIIступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся X-XI классов

Название темы занятий

Форма проведения

Класс

Сроки проведения

Ответственные

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе.

Семинар-практикум

10-11

сентябрь

Классные руководители

Родительская поддержка в профессиональном самоопределении ребенка

Интерактивная беседа

10-11

ноябрь

Классные руководители

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

Круглый стол

10-11

февраль

Классные руководители

Ценностные ориентиры современных подростков

Дискуссия

10-11

май

Классные руководители

 

 

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

для родителей учащихся X-IX классов

Класс

Темы консультаций для родителей

Срок проведения

Ответственные

10-11

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Как распознать кризисное состояние у подростка

Закон и ответственность несовершеннолетних

 

Пути получения профессионального образования

 

Признаки вовлечения в деструктивную секту

 

Как поддержать ребёнка в период подготовки и сдачи экзаменов

Пора ранней юности. Как обезопасить подростка

сентябрь

 

сентябрь

 

октябрь

 

 

декабрь

 

март

 

май

 

май

 

 

классный руководитель

педагог-психолог

 

педагог

социальный

 

классные руководители

педагог социальный

педагог-

психолог

педагог социальный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделы сайта