Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день

Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогическими коллективами учреждений образования, является организационно-содержательное наполнение шестого школьного дня. С учетом современных тенденций возникла необходимость более эффективной организации работы в этот день недели учителей-предметников с учащимися и их родителями (законными представителями), а также организации взаимодействия учреждений общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

Вопросы планирования шестого школьного дня находятся в компетенции учреждения образования. Администрация школы совместно с учителями-предметниками, классными руководителями, представителями социально-психологической службы разрабатывает план работы, в котором должны быть отражены различные формы работы с учащимися и родителями (законными представителями) в шестой школьный день.

1. Мероприятия с учащимися в шестой школьный день по учебным предметам должны быть направлены на решение следующих задач:

– повышение интереса к учебному предмету;

– расширение и углубление знаний по учебному предмету;

– развитие интеллектуальных и творческих способностей;

– развитие умений применять знания по учебному предмету на практике.

Формы организации работы с учащимися в шестой школьный день:

– факультативные занятия в IX-XI классах, направленные на расширение и углубление знаний по учебным предметам;

– факультативные занятия по допрофильной подготовке учащихся IX классов;

– занятия по подготовке учащихся к участию в конкурсах исследовательских работ (далее – научно-практические конференции), олимпиадах по учебным предметам, иных интеллектуальных мероприятиях;

– стимулирующие занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся;

– поддерживающие занятия для учащихся, испытывающих временные затруднения в изучении учебного предмета;

– объединения по интересам по естественно-математическому, общественно-гуманитарному, эколого-биологическому и иным профилям;

–экскурсии предметной направленности.

Кроме того, в шестой школьный день рекомендуется использовать такие формы работы с учащимися, как конкурсы предметной направленности, диспуты, интеллектуальные турниры, игры, выставки (ярмарки) и иное.

Одна из наиболее эффективных форм занятий с учащимися в шестой школьный день – объединение по интересам (кружок). Организуя работу кружка, следует заинтересовать учащихся, четко сформулировать цели и раскрыть характер предстоящей работы. К организации работы кружка целесообразно привлекать самих учащихся (поручать им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений, подготовку справок исторического характера, изготовление моделей и рисунков к данному занятию и т. д.). На занятиях кружка учитель должен создать атмосферу свободного общения и активной дискуссии. Учащиеся VII-IX классов в кружках естественно-математического профиля могут изучать свойства веществ, конструировать простейшие физические приборы, создавать химические модели, проводить химические и физические опыты и эксперименты, наблюдения за природными объектами и др. В X-XI классах учащимся интересно заниматься темами неорганического синтеза, аналитической химии, решением нестандартных математических, физических, географических задач, проектно-исследовательской деятельностью и др. Целесообразно организовывать кружковые занятия, тематика которых позволяет реализовать межпредметные связи. Типовые программы дополнительного образования детей и молодежи по профилям деятельности размещены на портале Министерства образования (http://edu.gov.by / Система образования/Дополнительное образования детей и молодежи), а также на сайтах республиканских учреждений образования: Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (www.nchtdm.com), Республиканский центр экологии и краеведения (www.eco.unibel.by), Республиканский центр инновационного и технического творчества (http://rcitt.by/).

Целесообразно обеспечить работу клуба «Я могу помочь», в котором учащиеся-старшеклассники, в том числе обучающиеся в классах педагогической направленности, проводят учебные занятия с теми, кто желает улучшить свои результаты по отдельным учебным предметам.

Работа в школе в шестой школьный день может проводиться в форме экскурсий. В целях гражданско-патриотического воспитания учащихся, пропаганды историко-культурного и природного наследия Беларуси Министерством образования совместно с заинтересованными разработан перечень рекомендуемых для посещения учащимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам (размещен на портале Министерства: http://edu.gov.by / Система образования / Идеологическая работа и воспитание /Информационно-аналитические и методические материалы).

Практика работы свидетельствует о продуктивности применения в шестой школьный день такой формы работы, как диспут. Диспут – это спор, полемика. Если к какой-то проблеме могут существовать принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута (при этом важно подчеркнуть актуальность выбираемой темы).

В ходе диспута учитель вовлекает учащихся в непринужденный, живой разговор, учит их высказывать свое мнение и обосновывать его; приучает к диалогу, т.е. обучает вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места, задавать вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, искать и спокойно приводить контрдоводы.

Выставки (ярмарки) – коллективная форма работы в шестой школьный день, позволяющая привлечь к ее проведению большое количество учащихся и их родителей (законных представителей). Обычно на выставке освещается широкий круг вопросов, что позволяет ее организаторам и экскурсантам узнать немало нового и интересного, повторить пройденный материал, систематизировать знания и применить их в нестандартной ситуации. Выставки могут быть посвящены отдельным учебным предметам или охватывать ряд учебных предметов. Например, «Физика у нас дома», «Математика в искусстве», «Твоя будущая профессия», «История моего города», «История моей страны в открытках», «Наши домашние питомцы» и т. д.

В шестой школьный день целесообразно организовать совместную работу учащихся и учителей по подготовке индивидуальных и коллективных проектов по учебным предметам. Например, изготовление учащимися простейших приборов и оборудования для проведения экспериментов, подготовка и выпуск школьных средств информации (стенные газеты, школьные журналы и др.), подготовка мультимедийных презентаций к учебным занятиям.

В шестой школьный день также рекомендуется проведение итоговых мероприятий предметных недель, научно-практических конференций, открытых заседаний школьных научных обществ, учебных исследований и экспериментов и др.

2. Особое место в деятельности учреждения образования занимает организация работы с родителями (законными представителями). Для повышения эффективности данной работы необходимо использовать возможности сайта учреждения общего среднего образования, где родители (законные представители) могут получать информацию о ходе образовательного процесса, проводимых мероприятиях, задавать вопросы, анализ которых позволит определить тематику индивидуальных и групповых консультаций в шестой школьный день.

На сайте, а также в дневниках учащихся целесообразно разместить график проведения конкретными учителями-предметниками консультаций для родителей в шестой школьный день.

К групповым формам взаимодействия в шестой школьный день относятся встречи учителей с родителями (законными представителями), дети которых испытывают типичные трудности в учебной деятельности, в межличностном общении, а также с родителями (законными представителями) высокомотивированных учащихся (при необходимости с привлечением педагога-психолога учреждения образования).

Индивидуальная работа (консультации) с родителями (законными представителями) персонифицирована, обеспечивает определенную конфиденциальность решения проблем, конкретность рекомендаций и пожеланий.

При проведении консультаций следует обратить внимание родителей (законных представителей) на то, что они не должны заменять собой учителя и выполнять его функции. Консультации с учителями-предметниками прежде всего должны помочь родителям (законным представителям) получить представление о:

– специфике содержания учебного предмета;

– современных технологиях организации образовательного процесса по учебному предмету;

– требованиях, предъявляемых к уровню учебных достижений учащихся;

– нормах оценки результатов учебной деятельности по учебному предмету;

– успехах или затруднениях ребенка при изучении учебного предмета, путях ликвидации пробелов в знаниях;

– объеме, содержании домашних заданий, требованиях к качеству его выполнения;

– роли учебного предмета в развитии ребенка и его дальнейшем профессиональном самоопределении.

Совместная деятельность учителей-предметников и родителей (законных представителей) в значительной степени должна быть нацелена на формирование у учащихся «умения учиться». Консультации с родителями (законными представителями) целесообразно проводить по следующим вопросам:

– единые требования учителей и родителей (законных представителей) к соблюдению режима дня;

– организация рабочего места учащегося в домашних условиях;

– развитие читательского интереса учащихся и др.

При проведении консультаций учителя-предметники могут порекомендовать родителям (законным представителям) обратиться к сайтам, содержание которых будет полезным как родителям (законным представителям), так и учащимся. К их числу относятся:

http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал;

http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси;

http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь;

http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры;

http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь;

http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы;

http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа;

http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў  музеяў);

http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска;

http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”);

http://www.warmuseum.by – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны;

http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия  Сталина».

На сайте ГУО «Академия последипломного образования» (www.academy.edu.by  /Организация шестого школьного дня) в помощь учителям-предметникам размещены информационные материалы:

для работы с учащимися в шестой школьный день, которые включают описание форм работы с учащимися, а также рекомендации по организации работы по каждому учебному предмету;

для работы с родителями (законными представителями), которые включают информационные материалы по консультированию родителей (законных представителей), памятки и рекомендации для родителей (законных представителей) по вопросам обучения и воспитания детей;

опыт работы учреждений общего среднего образования по организации шестого школьного дня, опыт работы учителей-методистов.

3. В целях повышения привлекательности профессионального образования, повышения имиджа рабочих профессий возрастает приоритет

организации профориентационной работы, направленной на  ознакомление учащихся учреждений общего среднего образования с системой профессионального образования, современным обликом рабочих профессий и специальностей, условиями обучения в учреждениях профессионально-технического (далее – УПТО) и среднего специального образования (далее – УССО).

В планах работы УПТО и УССО должны быть определены даты проведения «профессиональных» суббот. Содержательное наполнение деятельности целесообразно отражать в плане воспитательной работы в шестой школьный день, в котором следует указывать название мероприятий, точное время, место проведения и ответственных лиц. План составляется ежемесячно и заранее размещается на информационных стендах и сайте учреждения образования (УПТО, УССО) для того, чтобы учащиеся учреждений общего среднего образования и их родители (законные представители) могли планировать свое участие в мероприятиях шестого дня.

Рекомендуем предусмотреть составление графиков посещения УПТО, УССО учащимися учреждений общего среднего образования, что позволит определить даты проведения «профессиональных» суббот.

В мероприятия шестого школьного дня для учащихся учреждений общего среднего образования, проводимых на базе УПТО и УССО, целесообразно включать мероприятия с использованием современных интерактивных форм работы:

– мастер-классы с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;

– профессиональные пробы с целью реализации возможности учащихся попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности, формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, осознанное отношение к профессии;

– встречи с выпускниками УПТО, УССО, новаторами производства, представителями семейных династий, достигшими вершин профессионального мастерства;

– семинары-практикумы («Моя профессия – мое будущее», «С профессиональным образованием – успешное будущее!» и др.);

– конкурсы проектов (профориентационных газет, эссе, сочинений, слоганов) на темы «Представляю свою профессию», «Путеводитель в мир профессий», «Моя профессия нужна людям» и др.;

– экскурсии в музеи УПТО, УССО с демонстрацией экспозиций, посвященных развитию системы профессионального образования, знаменитым выпускникам, достигшим значительных профессиональных успехов;

– мероприятия с применением современных форм работы по повышению имиджа рабочих профессий и привлечению учащейся молодежи к осознанному профессиональному выбору: промо-акций «Есть заказ на рабочий класс» в виде поезда профориентации; «Выбирая профессию – выбираю будущее!»; «Получи реальную профессию!; агиттетра («Аграрий», «Рабочий – это звучит гордо!)»; форумов («Дорогу осилит идущий», «Престижная профессия»); флэшмобов («Профбум», «Мы вместе!»); профориентационных панорам «Выбираем профессию – выбираем будущее» «Трудовые династии») и др.;

 – выступление агитационных бригад учащихся УПТО и УССО;

– работа консультационных пунктов, направленных на оказание помощи абитуриентам и их родителям (законным представителям) в решении вопросов, связанным с профессиональным определением.

Повышению информированности учащихся, родителей (законных представителей), общественности о престиже рабочих профессий будет способствовать трехстороннее сотрудничество УПТО и УССО с учреждениями общего среднего образования и предприятиями, организациями-заказчиками кадров. Для реализации такого сотрудничества рекомендуем:

– дни ознакомительной практики для учащихся учреждений общего среднего образования в УПТО и УССО в целях ознакомления учащихся со спецификой профессиональной деятельности, современными технологиями организации производства с предоставлением возможности пробы своих сил в различных отраслях экономики;

– открытые диалоги, дискуссии с участием лучших представителей производственной сферы, раскрывающие современный облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов;

– Дни профессии совместно с базовыми организациями, предприятиями (День машиностроителя; День строителя и т.д.), включающие мастер-классы, встречи с представителями профессий, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д.;

– позиционирование лучших практик профессионального образования и образцов профессиональной деятельности путем организации и участия в конкурсах профессионального мастерства на основе стандартов WorldSkills International;

– профессиональные клубы с привлечением представителей производственного сектора экономики, успешных выпускников, представителей трудовых династий, победителей конкурсов профессионального мастерства;

– конференции для родителей (законных представителей) для обсуждения вопросов значимости получения образования в УПТО и УССО для профессионального и жизненного самоопределения.

С целью привлечения внимания учащихся учреждений общего среднего образования к вопросам выбора профессии также целесообразно организовывать в рамках шестого школьного дня выездные агитационные мероприятия в учреждения общего среднего образования («Дни профориентации», «Дни активного профориентирования»).

Профориентационные и иные мероприятия целесообразно проводить не только с учащимися выпускных классов, но и с учащимися VI-VIII классов.

В целях взаимодействия преподавателей и мастеров производственного обучения УПТО и УССО с учащимися  учреждений общего среднего образования в шестой день может быть организовано проведение:

– научно-практических конференций (далее – конференция) и семинаров;

– мероприятий в рамках предметной недели.

К участию в конференциях могут привлекаться учащиеся X-XI классов учреждений общего среднего образования (с учетом обучения в профильных классах), учащиеся VIII-IX классов, педагогические работники.

Конференции организуются и проводятся в соответствии с Планом работы учреждения образования по согласованию с руководителями взаимодействующих учреждений общего среднего образования.

Семинары по учебным предметам профессионального компонента организовываются, как правило, на базе УПТО и УССО или организации-заказчике кадров. При проведении семинаров по учебным предметам общеобразовательного компонента можно использовать базы как учреждений профессионального образования, так и учреждений общего среднего образования.

В рамках предметной недели/декады могут проводиться:

– открытые уроки;

– мероприятия, в ходе которых получают освещение научно-исследовательские достижения преподавателей и учащихся по учебным предметам (мини-конференции, смотр-конкурсы рефератов и докладов, выставки исследовательских проектов, презентации проектных работ и т.д.);

– смотры знаний учащихся (публичные защиты рефератов, курсовых и творческих проектов, предметные олимпиады и т.д.);

– открытые внеклассные мероприятия (конкурсы профессионального мастерства, викторины, турниры, устные журналы, театрализованные представления, экскурсии и т.д.).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В целях выработки целостного подхода к формированию и осуществлению профориентационной работы в условиях структурной перестройки экономики и необходимости формирования престижа рабочей профессии Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства труда Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 32/66/22/91 "Об утверждении Концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь".

3. Настоящее постановление вступает в силу с даты его подписания.

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                              Постановление Министерства

                                                                                              труда и социальной защиты

                                                                                              Республики Беларусь,

                                                                                              Министерства экономики

                                                                                              Республики Беларусь,

                                                                                              Министерства образования

                                                                                              Республики Беларусь

                                                                                              31.03.2014 N 15/27/23

 

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Концепция развития профессиональной ориентации молодежи (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи профессиональной ориентации (далее - профориентация) молодежи в Республике Беларусь.

Концепция разработана с целью выработки целостного подхода к формированию и осуществлению работы по профориентации молодежи в условиях структурной перестройки экономики и необходимости формирования престижа рабочей профессии.

Концепция исходит из признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развития государства и понимания важности поддержки гражданина на этапе его профессионального становления в процессе включения в социально-профессиональную деятельность.

Концепция направлена на создание целостной системы профориентационной работы, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих формирование устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в условиях рыночных отношений, мотивации к профессиональной деятельности обучающихся.

В Концепции определены основные цели, задачи, принципы и механизмы развития профориентации молодежи, направленной на обновление и расширение системы подготовки рабочих и специалистов, востребованных на рынке труда.

Профориентация является научно обоснованной комплексной системой социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии либо смене вида трудовой деятельности.

В условиях конкуренции в мировом экономическом пространстве, а также негативных демографических тенденций снижения численности населения обостряется проблема формирования, воспроизводства и использования трудового потенциала.

Трудовой потенциал общества определяется характером формирования и реализации способности к труду каждого человека и в значительной степени зависит от профессионального выбора и успешности получения или смены профессии.

Требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров обостряют проблемы профориентации молодежи. В нынешних условиях необходим поиск современных подходов к формированию имиджа профессии, раскрывающего новый социально-психологический облик рабочего и специалиста, способного к личностному и профессиональному самоопределению, профессиональному росту и развитию, преодолению социальных и профессиональных стереотипов, созданию новых жизненных, социальных и профессиональных эталонов.

Разработка Концепции обусловлена необходимостью совершенствования работы по приведению в соответствие объемов и структуры профессиональной подготовки рабочей силы потребностям рынка труда, недостаточным участием отраслевых министерств, органов местного управления, хозяйствующих субъектов и общественных организаций в решении вопросов профориентации, требующих совместных усилий для их разрешения.

В этих условиях требуют совершенствования научное и научно-методическое обеспечение профориентации молодежи и система информирования о перспективах развития экономики с учетом региональных особенностей как отдельных отраслей экономики, так и конкретных предприятий в соответствии с их потребностью в работниках определенных профессий и уровня квалификации.

Целью Концепции является обеспечение развития государственной системы профориентации молодежи в соответствии с приоритетами государственной социально-экономической политики, мировым опытом и ситуацией на рынке труда, создание единой системы, охватывающей все уровни и виды профориентации, обеспечивающей разработку и совершенствование нормативной базы и благоприятных условий для эффективного использования трудового потенциала, повышения престижа рабочих профессий.

Концепция направлена на решение следующих задач:

определение основных целей, принципов и приоритетов профориентационной работы;

совершенствование нормативных, правовых, организационных, финансовых, информационных механизмов формирования и осуществления профориентационной работы;

привлечение к участию в управлении системой профориентации молодежи представителей общественности и работодателей;

создание условий для активизации работы по профориентации молодежи и оказания профориентационных услуг на должном уровне;

подготовка и профессиональное развитие кадрового ресурса профориентационной работы;

проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере профориентации молодежи и обеспечение широкого внедрения их результатов в практику;

усовершенствование механизма научно-методического и учебного обеспечения по вопросам профориентации молодежи;

обновление содержания, форм и методов профориентационной работы с различными социальными группами с учетом их специфики;

обеспечение получения и использования в профориентационной работе социально-экономической информации о перспективах развития национальной экономики с учетом региональных особенностей отдельных отраслей экономики в соответствии с их потребностью в работниках определенных профессий и уровня квалификации;

формирование новых и совершенствование структуры существующих органов и организаций, осуществляющих профориентационную работу, с целью повышения ее эффективности.

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

 

Основной целью системы профориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для граждан, в особенности молодежи, возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, склонностям, способностям, а также потребностям рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

Важнейшие задачи профориентации молодежи:

оказание профориентационной поддержки в своевременном выборе профессии, учреждения профессионального образования, иных форм профессиональной подготовки;

получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях граждан для осознанного определения будущей профессиональной деятельности;

формирование у обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования мотивационной основы для получения профессионального образования;

обеспечение выпускников учреждений общего среднего, специального образования необходимой информацией о "современном облике" профессий и возможностях карьерного роста;

повышение привлекательности рабочих профессий среди обучающихся и выпускников учреждений общего среднего, специального образования, их законных представителей и педагогических работников, других категорий населения;

развитие системы социально-психологической поддержки молодежи, безработных и других категорий населения;

психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профессионального становления молодежи;

формирование информационной среды профориентации;

выработка гибкой системы взаимодействия и социального партнерства в организации системы профориентационного развития и становления.

Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера - взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

В основу деятельности по профориентации молодежи положены следующие принципы:

принцип сознательности в выборе профессии гражданами выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

принцип приоритета интересов и возможностей личности, гуманистический характер профориентации;

принцип доступности профессиональной и иной информации, необходимой для выбора профессии, формы обучения и трудоустройства;

принцип обеспечения равных возможностей получения профориентационных услуг, независимо от места проживания, учебы или работы, возраста, пола, национальности и религиозного мировоззрения;

принцип развития, предполагающий идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.;

принцип взаимосвязи профориентационной работы с практикой предусматривает оказание помощи гражданину в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах;

принцип систематичности и преемственности в профориентации обеспечивает организацию профориентационной работы на разных возрастных этапах: дошкольный возраст, младший, средний и старший школьный возраст, обучающаяся и работающая молодежь;

принцип взаимосвязи всех социальных партнеров, заинтересованных в профориентационной деятельности, предполагает усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.

 

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

 

Профориентация осуществляется в следующих формах:

профессиональное просвещение (далее - профпросвещение) - организованное информирование о различных профессиях, о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Данное направление включает в себя профпропаганду - формирование у молодежи положительной мотивации к профессиям, интереса к определенным видам труда, исходя из потребностей региона, разъяснение престижности рабочих профессий, воспитание у молодежи чувства уважения к этим профессиям; профинформирование - ознакомление молодежи с видами экономической деятельности, состоянием рынка труда, потребностями рынка труда в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, и профагитацию - формирование устойчивой профессиональной направленности на конкретные профессии, информирование о возможностях профессионально роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональная диагностика (далее - профдиагностика) - неотъемлемый компонент в системе профориентации, направленный на максимальное выявление потребностей, интересов и склонностей каждого человека на разных возрастных этапах. Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению граждан;

профессиональная консультация (далее - профконсультация) - оказание помощи молодому человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества; предоставление ему рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим, психофизическим особенностям на основе результатов диагностики. Профконсультация стимулирует размышления человека о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации человека на профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности;

трудовое и профессиональное воспитание (далее - профвоспитание) включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов молодежи, воспитание профессиональных интересов, уважения к труду и профессии. Это направление профориентационной работы предполагает повышение эффективности учебной работы в учреждениях образования, вовлечение обучающихся в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания;

профессиональный отбор (далее - профотбор) - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (специальности) в соответствии с нормативными требованиями. Профессиональная пригодность - соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии, возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. Профотбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества - коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии;

профессиональная и социальная адаптация (далее - профадаптация) - система мер, направленная на приспособление молодого человека к производству, новому социальному окружению, условиям труда, особенностям конкретной ситуации и способствующая профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма. Успешность профессиональной адаптации является одним из главных критериев правильного выбора профессии, оценкой эффективности всей профориентационной работы;

психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры; содействие полноценному психическому развитию личности, предупреждение возможных личностных и межличностных проблем и социально-психологических конфликтов.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа.

 

ГЛАВА 4

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

 

Система профориентации молодежи включает две взаимодействующие составляющие - государственную и общественную и имеет общегосударственный, территориальный уровень.

Управление системой профориентации граждан на общегосударственном уровне осуществляют в соответствии со своими полномочиями:

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь - по всем социальным группам незанятого и занятого трудоспособного населения, обращающегося в органы государственной службы занятости населения;

Министерство образования Республики Беларусь - по всем категориям обучающихся и воспитанников в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования;

Министерство здравоохранения Республики Беларусь - в отношении лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, инвалидов;

Министерство культуры Республики Беларусь - в рамках организации культурных мероприятий, направленных на пропаганду профессий, специальностей, востребованных на рынке труда;

Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь - в рамках распространения информации, отражающей ситуацию на рынке труда, создания серии теле- и радиопрограмм, направленных на формирование престижа рабочих профессий.

Научно-методическое обеспечение проведения профориентационной работы осуществляют научно-методическое учреждение "Национальный институт образования"; учреждение образования "Республиканский институт профессионального образования", Государственное учреждение образования "Республиканский институт высшей школы", Государственное учреждение образования "Академия последипломного образования" и другие учреждения.

Управление системой профориентации молодежи на территориальном уровне обеспечивают местные органы власти и органы местного самоуправления. В целях осуществления координации деятельности в области профориентации по решению соответствующего органа исполнительной власти могут создаваться территориальные и областные центры профориентации молодежи, областные координационные советы по вопросам профориентации населения.

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов и Минского горисполкома:

осуществляют координацию профориентационной работы в территориальных органах по труду, занятости и социальной защите, оказывают информационную, методическую и консультационную помощь;

разрабатывают соответствующие нормативные правовые акты, методические пособия, профессиографические и другие материалы;

организуют исследовательскую и экспериментальную работу с целью выработки наиболее эффективной технологии ведения профориентационной работы с различными категориями обратившегося населения;

организуют изучение и распространение передового зарубежного опыта профориентации молодежи;

организуют разработку и осуществляют контроль за выполнением государственной и региональных программ содействия занятости населения в части профориентации населения;

организуют профориентационное обслуживание безработной молодежи, направляемой на обучение;

изучают структуру рынка труда и разрабатывают меры по профориентации, профессиональной подготовке молодежи и непрерывному профессиональному обучению взрослого населения на протяжении всей активной жизни, в том числе и инвалидов.

Министерство образования Республики Беларусь, управления образования облисполкомов, комитет по образованию Минского горисполкома:

осуществляют руководство подведомственными учреждениями и органами управления образованием в работе по профориентации обучающейся молодежи;

обеспечивают создание соответствующих подразделений по профориентации, содействуют их оснащению учебно-методическими пособиями, профдиагностическим и другим оборудованием;

внедряют методы профотбора и профподбора в работу по комплектованию учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

на основании изучения текущей и перспективной потребности в специалистах и рабочих на республиканском, районном и местном уровнях разрабатывают мероприятия по профориентации детей и молодежи, проблемам развития профессиональных интересов, трудовых навыков и умений, формирования престижа рабочих профессий;

развивают нормативную и организационно-методическую базу по профориентации детей и молодежи;

организуют работу по переподготовке и повышению квалификации педагогических работников по вопросам профориентации, обмен опытом их работы в данной области, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность;

разрабатывают и реализуют меры по улучшению профориентации в учреждениях образования;

организуют разработку справочно-информационных материалов, методических пособий, профессиографических и других материалов;

устанавливают порядок предоставления информации учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования в СМИ с привлечением организаций - заказчиков кадров в целях повышения информированности обучающихся о престижности профессий, о преимуществах обучения в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования, об успешности выпускников, о трудовых династиях, о победителях конкурсов профессионального мастерства и "Лучший по профессии" и др.;

разрабатывают и утверждают графики посещения выпускниками учреждений общего среднего, специального образования учреждений профессионально-технического и среднего специального образования и контролируют их выполнение;

организовывают для выпускников учреждений общего среднего, специального образования проведение кинолекториев с показом кинофильмов о рабочих профессиях;

организуют мероприятия, посвященные профессиональным праздникам, с привлечением организаций - заказчиков кадров, работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся учреждений общего среднего, специального образования и их родителей;

организовывают конкурсы на лучшую презентацию или видеоролик о профессии среди учреждений профессионально-технического и среднего специального образования региона для профагитации;

создают на сайтах облисполкомов, Мингорисполкома, гор(рай)исполкомов страницы профориентационной направленности, на которых представлена информация о востребованных профессиях региона, местах их получения и возможности трудоустройства; обеспечивают контроль за созданием, наполнением и обновлением сайтов учреждений образования;

включают в программы повышения квалификации педагогических работников вопросы по совершенствованию профориентационной работы среди обучающихся, осуществляют проведение целевых курсов по использованию современных форм профориентации;

организуют работу по подготовке педагогов-профориентологов, переподготовке и повышению квалификации работников образования по вопросам профориентации, обмен опытом их работы в данной области, научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Министерство здравоохранения, управления здравоохранения облисполкомов (комитет по здравоохранению Мингорисполкома), подчиненные организации здравоохранения:

при наличии медицинских показаний осуществляют оказание пациентам медицинской помощи на основании клинических протоколов или методов оказания медицинской помощи;

медицинские работники организаций здравоохранения осуществляют в установленном порядке проведение медицинских осмотров молодежи с целью выдачи медицинской справки о состоянии здоровья, содержащей информацию о годности к работе в данной профессии;

одновременно при осуществлении медицинских осмотров дают разъяснения и медицинские рекомендации о противопоказаниях к трудовой деятельности с учетом установленных заболеваний и патологических состояний, которые могут повлиять на решение задач профессионального самоопределения молодежи.

В отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, специалисты кабинета медико-профессиональной реабилитации, являющегося структурным подразделением медико-реабилитационной экспертной комиссии (далее - МРЭК), выполняют следующие функции:

проводят профессиональную диагностику, профессиональный подбор, профессиональную консультацию детей-инвалидов в целях выбора профессии, соответствующей состоянию здоровья, интересам, склонностям, задаткам профессиональных способностей, конъюнктуре рынка труда и возможности их последующего трудоустройства;

проводят профориентацию инвалидов в трудоспособном возрасте в целях определения их возможностей к профессиональной подготовке, переподготовке и последующей занятости, которая включает:

профинформирование и консультацию;

профподбор доступных видов трудовой (профессиональной) деятельности на базе ранее полученного образования, ранее освоенных профессий;

подбор оптимальных условий и режимов труда и отдыха в целях исключения факторов, представляющих угрозу прогрессирования заболевания, утяжеления инвалидности;

индивидуальную адаптацию на производстве;

составляют план профессиональной подготовки, переподготовки, индивидуальной адаптации инвалида на производстве в целях его интеграции в общество;

проводят подбор формы профессионального обучения;

взаимодействуют с педагогическими работниками, занимающимися обучением, профессиональной подготовкой и переподготовкой инвалидов, работниками органов по труду, занятости и социальной защите, а также представителями общественных организаций инвалидов;

выносят консультативное заключение в пределах своей компетенции, которое используется МРЭК при вынесении заключения и формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида, программы реабилитации потерпевшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Организации - заказчики кадров различных отраслей экономики:

проводят совместно с учреждениями образования работу по профориентации обучающихся, информированию о производстве, выпускаемой продукции, конкурентоспособности на рынке труда, об условиях развития производства, привлечению, сохранению и развитию профессиональных кадров; организуют экскурсии на производство с целью формирования устойчивых интересов к рабочим профессиям;

принимают участие в Днях открытых дверей учреждений профессионального образования с целью ознакомления обучающихся с условиями труда в той или иной профессиональной области, спецификой профессиональной деятельности, перспективами профессионального роста;

принимают участие в проведении массовых мероприятий совместно с учреждениями образования (профессиональные праздники, акции, спортивные соревнования, турслеты) с целью профагитации на получение рабочих профессий;

проводят работу по профориентации лиц, вступающих в трудовую деятельность, формированию у них интересов к профессиям данного производства в процессе прохождения производственной практики в организациях;

обеспечивают реализацию мероприятий по закреплению молодых работников путем планирования их карьеры в организации, социальной поддержки, материального стимулирования;

обеспечивают участие своих специалистов в процессе обучения учащихся и студентов в учреждениях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования республики;

проводят мероприятия, направленные на создание положительного имиджа рабочего, поиск талантливой молодежи, участие в организации олимпиад и конкурсов для учащихся и студентов;

внедряют методы профотбора при подготовке и переподготовке молодых рабочих на производстве, направлении их на обучение в учреждения образования и центры, осуществляют меры по профессиональной, производственной и социальной адаптации молодых рабочих и специалистов;

участвуют в разработке профессиографических материалов;

участвуют в оборудовании кабинетов профориентации в учреждениях образования.

Учреждения культуры (культурно-просветительные учреждения, спортивно-зрелищные комплексы, библиотеки) осуществляют:

проведение внеучебных коллективных форм занятий: кружки, секции, факультативы, клубы (по интересам) и т.д. с участием специалистов разных сфер деятельности;

организацию выставок для наглядного ознакомления с профессиями, производственными процессами;

изготовление и демонстрацию различных видеороликов, фильмов о человеке труда, о трудовых династиях и др.;

проведение агитационных мероприятий с участием концертных бригад.

В целях осуществления профориентационной работы библиотеки регулярно подбирают, комплектуют профориентационную литературу;

изучают читательские интересы, склонности молодежи и рекомендуют им литературу, помогающую в выборе профессии;

организуют выставки книг о профессиях, о рынке труда и читательские диспуты-конференции, тематические вечера на темы выбора профессии.

Семья заботится о развитии и обучении детей, оказывает содействие в выборе профессии, рода занятий и работы, а также осуществляет:

формирование активной жизненной и трудовой позиции детей;

привитие детям первоначальных трудовых навыков;

ознакомление детей с миром профессий своей семьи, значимых людей;

создание условий для развития профессиональных интересов и склонностей детей, участие в формировании личного профессионального плана ребенка.

Общественные объединения и организации участвуют в профессиональной ориентации молодежи в соответствии с родом их деятельности.

Профориентационная деятельность осуществляется также военными комиссариатами, органами внутренних дел.

Для организации методического обеспечения и управления профориентационной работой в учреждениях образования и организациях создаются кабинеты, уголки профориентации, а также общественные советы по профессиональной ориентации. При необходимости организации могут совместно с учреждениями образования, другими заинтересованными создавать объединенные советы по профориентации.

 

ГЛАВА 5

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФОРИЕНТАЦИИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

 

В развитии системы профориентации молодежи особое значение приобретают скоординированные действия базовых звеньев данной системы: учреждений общего среднего, специального образования, учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, государственных органов образования, здравоохранения, по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров профориентации, учреждений и организаций, средств массовой информации, семьи, общественных объединений и организаций и других социальных институтов, ответственных за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство молодежи.

Все этапы профориентации должны быть направлены на активизацию молодежи, формирование стремления к самостоятельному выбору жизненной траектории с учетом полученных знаний о профессиях, перспективах профессионального пути.

 

5.1. УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

В учреждениях дошкольного образования работа по трудовому воспитанию детей должна быть направлена на формирование трудовых умений и элементарных представлений о труде взрослых, воспитание интереса к профессиям и результатам труда.

Качественному трудовому воспитанию детей дошкольного возраста способствуют:

научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

разработка и выпуск учебных изданий;

совершенствование игровой среды в учреждениях дошкольного образования, в том числе приобретение современных средств обучения, сюжетно-ролевых, дидактических игр и др.;

внедрение элементов экономического воспитания детей дошкольного возраста по рациональному использованию материальных ресурсов;

организация тематических выставок;

распространение и популяризация эффективной образовательной практики по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста;

повышение профессиональной компетентности педагогических работников через повышение квалификации, целевое обучение и переподготовку по специальностям дошкольного образования, систему методической работы;

работа с законными представителями воспитанников (родителями);

организация взаимодействия и преемственность работы с учреждениями общего среднего образования и др.

Методической основой по формированию у детей элементарных представлений о труде взрослых и профессиях являются учебная программа дошкольного образования, образовательные стандарты дошкольного образования, учебные издания, официально утвержденные либо допущенные к использованию в образовательном процессе Министерством образования Республики Беларусь, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Актуальными направлениями такой работы являются:

расширение и обогащение представлений воспитанников о мире, в котором они живут, в том числе мире людей;

формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

Данные направления реализуются:

в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, художественно-речевой, изобразительной, трудовой, музыкальной, общении, выполнении физических упражнений);

в процессе организованных педагогическими работниками форм работы: занятий, экскурсий, праздников, развлечений и т.д.

 

5.2. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Профориентационная работа на I ступени общего среднего образования обладает определенной спецификой, которая связана как с онтогенетическими особенностями развития, характерными для данного возраста, так и с формами психолого-педагогических воздействий, доступными для восприятия и усвоения обучающимися в начальных классах. На данной ступени общего среднего образования у обучающихся формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям, элементарные представления о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.

На II ступени общего среднего образования раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, обучающиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых, формируются успешный опыт практической деятельности и на этой основе мотивы стремления к успеху.

Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является формирование престижа рабочих профессий, позитивного образа человека труда.

На III ступени общего среднего образования целевыми ориентирами профессионального самоопределения обучающихся являются организация освоения социального и личностного смысла различных сфер профессиональной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям каждого; включение обучающихся в моделируемую будущую профессиональную деятельность; определение образовательных и профессиональных интересов и мотивов; формирование обучающимися собственной жизненной позиции на этапе профессионального выбора и проектирования успешной карьеры; формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами, построение учащимися личной профессиональной перспективы.

Общими актуальными направлениями профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования являются:

реализация идей разноуровневого обучения, факультативных занятий и занятий в объединениях по интересам;

формирование у обучающихся позитивного отношения к рабочим профессиям и желания ее получить;

организация общественно полезного труда и трудовой (производственной) практики;

допрофессиональная подготовка и освоение содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих);

взаимодействие с организациями и предприятиями различных отраслей экономики;

установление и реализация взаимосвязи учебных предметов с профессиональной средой;

комплексная профориентационная поддержка взросления обучающихся;

использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций;

проведение мероприятий профориентационной направленности во внеучебное время;

профориентационная работа с законными представителями обучающихся;

оформление в учреждениях общего среднего образования кабинета (уголка) профориентации.

Необходимым в профориентационной работе является сотрудничество учреждений общего среднего образования с учреждениями профессионально-технического и среднего специального образования, региональными органами по труду, занятости и социальной защите.

 

5.3. УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Решение задач профориентации обучающихся с особенностями психофизического развития осуществляется с учетом имеющихся у них нарушений физического и (или) психического развития (интеллектуальная недостаточность, тяжелые нарушения речи, нарушение слуха, нарушения зрения, нарушения психического развития (трудности в обучении), нарушения функций опорно-двигательного аппарата) и данных медицинского, психологического и педагогического изучения каждого обучащегося на основе действующих нормативных правовых документов.

Учитывая, что профориентационная работа с обучающимися с особенностями психофизического развития реализует цель и задачи, общие для всей системы профориентации молодежи, при решении вопросов ее организации (определении направлений, содержания, средств и др.) необходимо руководствоваться существующей нормативной правовой базой.

Специфика профориентационной работы определяется в первую очередь тем, что физические и (или) психические нарушения ограничивают круг профессий, овладение которыми может быть рекомендовано с учетом состояния здоровья. Поэтому при проведении профориентационной работы первостепенное значение приобретает организация взаимодействия педагогических (учителей, учителей-дефектологов, педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) и медицинских работников.

Специфика профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью определяется также тем, что у них затруднен самостоятельный осознанный выбор профессионального пути.

Тем не менее, обучающиеся, осваивающие образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, при создании специальных условий могут успешно ориентироваться в доступных им профессиях и осознавать свои профессиональные возможности. Следовательно, профориентационная работа должна решать задачу обеспечения осознанного выбора ими условий получения профессии и профессиональной деятельности, хотя этот выбор осуществляется с помощью специалистов и родителей.

В ряде вспомогательных школ (вспомогательных школ-интернатов) открыты XI - XII классы углубленной социальной и профессиональной подготовки, в которых одновременно с образовательной программой специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). В процессе профориентационной работы с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью следует раскрывать им возможности получения профессии как в учреждениях профессионально-технического образования, так и в указанных классах.

Обучающиеся второго отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) готовятся к труду в специально созданных, защищенных условиях.

 

5.4. УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Содержание профориентационной работы направлено на повышение популярности, разъяснения социальной значимости рабочих профессий в обществе в целях формирования устойчивой профессиональной направленности, психологической готовности к деятельности в новых социально-экономических условиях, мотивации к профессиональной деятельности каждого обучающегося. С этой целью учреждениям профессионально-технического и среднего специального образования необходимо проводить комплекс мероприятий по профпросвещению (профпропаганде, профинформированию и профагитации), профконсультированию, профотбору, включающий:

организацию работы по профинформированию о потребностях обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, положительных сторонах рабочих профессий, укрепления у молодежи мотивации выбора профессии через разработку и выпуск буклетов, календарей, флаеров профориентационной направленности и распространение их через торговую сеть, транспорт, организации культуры, общественного питания; использования возможностей СМИ;

обеспечение обучающихся в учреждениях общего среднего образования необходимой информацией о преимуществах получения профессионального образования, о материальном обеспечении, бытовых условиях, традициях учреждения образования, получении дополнительного образования детей и молодежи (кружки, клубы по интересам, секции), трудоустройстве выпускников в соответствии с запросами рынка труда;

применение интерактивных форм профагитации (промо-акции, профориентационные флеш-мобы, велопробеги и др.), нацеленных на повышение престижности будущей профессии, формирование профессиональных интересов, намерений и перспектив, используя возможности IT-технологий, потенциал интернет-ресурсов, теле- и радиостудий учреждений образования, СМИ;

создание профессиональных консультационных пунктов на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования с целью проведения профдиагностики, оказания помощи обучающимся в уточнении, конкретизации и повышении реалистичности представлений о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

организацию профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентаций на определенную профессию, трудовой образ жизни, профессиональное самоопределение, осознанное отношение к профессии;

создание и развитие музеев (музейных экспозиций) на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования о выпускниках, достигших профессиональных успехов, а также в сфере культуры и спорта, с целью организации профориентационных экскурсий для обучающихся в учреждениях общего среднего образования;

проведение мастер-классов для обучающихся в учреждениях общего среднего образования с целью формирования ценностных профессиональных ориентиров;

проведение Дней открытых дверей с целью профориентации на рабочие профессии (не менее 4 раз в учебном году);

организацию экскурсий на производство с целью ознакомления обучающихся в учреждениях общего среднего образования с базовыми организациями учреждений профессионально-технического, среднего специального образования со спецификой профессиональной деятельности, технологией производства, современной техникой;

организацию недель по специальностям, месячников профессионального мастерства, профессиональных декад с привлечением обучающихся в учреждениях общего среднего образования;

проведение совместно с базовыми организациями, обучающимися в учреждениях общего среднего образования, массовых мероприятий (акции, спортивные соревнования, туристические слеты);

организацию встреч с выпускниками учреждений профессионально-технического, среднего специального образования, передовиками и новаторами производства с целью формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышения престижа рабочих профессий;

организацию профессиональной и социальной адаптации будущих квалифицированных рабочих и специалистов.

 

5.5. УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Профориентация является органической составной частью образовательного процесса в учреждениях высшего образования и непосредственно связана с другими направлениями работы, особенно с трудовым и нравственным воспитанием.

Учреждениям высшего образования необходимо:

организовывать и проводить совместно с факультетами и кафедрами профориентационные мероприятия по проблемам профориентации обучающихся, в том числе выездные информационные лекции в учреждениях общего среднего образования области и республики;

сотрудничать с отделами (управлениями) образования рай(гор)исполкомов, управлениями образования облисполкомов, комитетом по образованию Мингорисполкома с целью организации и проведения выездных профориентационных мероприятий в учреждениях общего среднего образования района (области), информирования о факультетах, специальностях университета, а также оказания помощи в профессиональном самоопределении; привлечения обучающихся в учреждениях общего среднего образования к активному участию в Днях открытых дверей, научно-практических конференциях и др.; организации и проведения целевых семинаров в учреждениях общего среднего образования с привлечением преподавателей университета; знакомства учащихся с многоуровневой структурой образования в университете (встречи на базе университета);

совместно с отделами по организации культурно-массовых мероприятий участвовать в выездных профориентационных концертах, семинарах, рейдах с целью ориентации обучающихся на поступление в учреждение высшего образования;

информировать абитуриентов о формах обучения, многообразии специальностей, возможностях дальнейшего трудоустройства посредством рекламы в СМИ, на Интернет-ресурсах учреждений образования;

составлять планы работы профориентационной деятельности учреждений высшего образования с указанием мероприятий, проводимых всеми структурными подразделениями университета, места и сроков их проведения, ответственных за исполнение;

создавать профессиональные консультационные пункты на базе учреждений образования с целью оказания помощи обучающимся в уточнении и конкретизации информации о профессиональной деятельности по выбранной специальности;

проводить акции, встречи абитуриентов с выпускниками учреждений высшего образования, направленные на создание положительного имиджа специалиста.

 

5.6. ОРГАНЫ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ

 

Профориентационные услуги комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов предоставляются:

обучающимся VIII и IX классов II ступени учреждений общего среднего образования и обучающимся III ступени учреждений общего среднего образования - профинформирование и профконсультация;

безработным, зарегистрированным в установленном порядке, - профинформирование, профконсультация, профотбор, психологическая поддержка;

незанятым гражданам - профинформирование, профконсультация, профотбор;

гражданам, подлежащим высвобождению в связи с сокращением численности работников в организациях, - профинформирование;

руководителям и работникам кадровых служб организаций - профинформирование, профотбор (по заявкам нанимателей);

специалистам учреждений системы образования и профессиональной ориентации молодежи - профинформирование;

гражданам, находящимся в лечебно-трудовых профилакториях, - профинформирование.

 

ГЛАВА 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Настоящая Концепция служит основанием для разработки программ, планов мероприятий в области профориентации граждан в соответствии с ключевыми проблемами рынка труда.

Реализация Концепции обеспечивается объединенными и скоординированными действиями государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и других социальных институтов, вовлеченных в комплексный процесс профориентации.

 

Разделы сайта