Компьютерная зависимость
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете. Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. В кибериграх нового поколения, например, онлайн-играх, могут участвовать пользователи Интернета со всего мира. Каждый по своему выбору выступает в роли того или иного персонажа. Успехи, которых персонаж достигает, преодолевая различные препятствия, игрок воспринимает как свои собственные. Игроки последовательно проходят различные уровни игры, стараясь достичь особого статуса.
Некоторые подростки просиживают за компьютером всю ночь напролет, а на следующий день в школе их клонит ко сну. Родители беспокоятся, но зачастую не знают, что предпринять. Один юный любитель компьютерных игр сказал: «Когда я общаюсь с людьми в сети, то кажусь им умным и элегантным. А когда они видят меня в жизни, они советуют мне похудеть».
Негативные последствия компьютерных пристрастий:
- зависимость, выражающаяся в психопатологических симптомах (таких, как невозможность переключиться на другие развлечения, чувство превосходства над остальными людьми, оскудение эмоциональной сферы),
- сужение круга интересов,
- трудности в общении со сверстниками,
- соматические нарушения (падение зрения, быстрая утомляемость).
Симптомы игровой зависимости.
Зависимость от компьютерных игр осознают окружающие субъекта друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не он сам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Основными симптомами, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:
- поглощенность, озабоченность игрой (воспоминания о прошлых играх, планирование будущих, мысли о том, как найти деньги на игру);
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером, взвинченность и возбуждение во время игры;
- не желание отвлечься от игры с компьютером;
- переживания, тревоги или раздражения при необходимости остановить игру;
- использование игры как средства для того, чтобы избавиться от неприятных переживаний;
- попытки отыграться после проигрыша, исправить ситуацию;
- ложь и попытки рационального оправдания своего поведения с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
- забывание о домашних делах, обязанностях, учебе, встречах в ходе игры на компьютере, ухудшение отношений в школе, с родителями, с друзьями;
- одалживание денег у других лиц, чтобы приобрести новую игру.
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.
Компьютер — это мир фантазий. А для любого нормального человека, который чувствует себя успешным, реальность важнее и нужнее любой самой привлекательной иллюзии. Если у ребенка хорошие отношения с родителями, ему есть чем заняться, то ему уже не хочется лежать и смотреть телевизор. Но когда он ноет: "Что бы мне поделать... Не знаю чем заняться...", и вы, желая отвязаться, включаете ему мультик, для такого компьютерные игры в дальнейшем будут опасны».
Проверенным способом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр - это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Виртуальная реальность - это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, - это не есть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основной процесс.
Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр, необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.
раскрыть » / « свернуть