Памятка для педагогов «Маркеры суицидального состояния»
Раннему выявлению суицидального поведения способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется поведенческая составляющая, внешний вид, эмоциональные реакции, отношения с одноклассниками, друзьями, интересы и т.д. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными.
Способы информирования о суициде:
- Прямое устное сообщение, когда человек открыто выражает свои мысли или планы в отношении суицида.
- Косвенное устное сообщение, в котором подростки не так явно делятся своими мыслями (например, «Я так больше не могу»).
- Прямое невербальное информирование (например, приобретение лекарств).
- Косвенное невербальное сообщение (например, внезапное, без видимой причины завершение планов, раздача любимых предметов и т.д.).
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.);
Самоизоляция от других людей и жизни;
Резкое снижение повседневной активности;
Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством;
Частое прослушивание траурной и печальной музыки;
«Приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей);
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно – отделяющие от близких;
Склонность к неоправданно рискованным поступкам;
Посещение врача без очевидной необходимости;
Нарушение дисциплины или снижение качества работы и связанные с этим неприятности в учебе, на работе или службе;
Расставание с дорогими вещами или деньгами;
Приобретение средств для совершения суицида.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях («Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро все это закончится» - косвенное);
Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям;
Уверения в беспомощности и зависимости от других;
Прощание;
Сообщение о конкретном плане суицида;
Самообвинения;
Двойственная оценка значимых событий;
Медленная, маловыразительная речь.
КОГНИТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Разрешающие установки относительно суицидального поведения;
Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего;
Представление о собственной личности как о ничтожной, не имеющей права жить;
Представление о мире как месте потерь и разочарований;
Представление о будущем как бесперспективном, безнадежном;
«Туннельное видение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида;
наличие суицидальных мыслей, намерений, планов.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Амбивалентность по отношению к жизни;
Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние;
Переживание горя;
Признаки депрессии: приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница, умеренное употребление алкоголя и утрата испытывать удовольствие;
Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность;
Вина или ощущение неудачи, поражения;
Чрезмерные опасения или страхи;
Чувство своей малозначимости, никчемности, ненужности;
Рассеянность или растерянность;
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.