Для повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности среди детей, в школах будут проводиться уроки безопасности и эвакуации, направленные на предупреждение детской гибели и травматизма.
Чрезвычайная ситуация, в частности пожар, в здании с большим скоплением людей может стоить десятки жизней. Именно поэтому особое внимание уделяется эвакуации граждан.
Эвакуация – процесс организованного движения людей в безопасную зону. В современных зданиях, таких как торгово-развлекательные центры, спортивные комплексы, офисные здания и прочие аналогичные объекты, при возникновении пожара эвакуация граждан приобретает повышенное значение. Пожары на подобных объектах часто протекают по быстроразвивающемуся сценарию. В местах большого скопления людей реальную опасность в экстренной ситуации представляет возникновение паники, хаотичность передвижения и давка на выходах из здания.
Основными мерами, обеспечивающими безопасность людей, является раннее обнаружение возгорания и заблаговременное оповещение о начавшемся пожаре. В современных зданиях техническая реализация этих мер возложена на системы оповещения и управления эвакуацией, входящие в систему пожарной автоматики. Сигнал пожарной тревоги означает начало эвакуации. Для организации действий в случае пожара разрабатывают планы эвакуации. Они включают в себя правила поведения и порядок действий. Правильно организованные пути эвакуации обязаны обеспечивать безопасное и беспрепятственное передвижение людей. Маршруты должны проходить по кратчайшим траекториям, ведущим к аварийным выходам.
Большинство людей, оказавшись в чрезвычайной ситуации, впадают в панику и не знают, что им делать до приезда медиков. А между тем, дорога каждая минута. Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:
- Обеспечить безопасность себе, пострадавшему и окружающим.
- Проверить у пострадавшего наличие признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание; для «прослушивания» пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии.
- Вызвать специалистов по телефонам: 103 (скорая) и 101 или 112 (спасатели).
- Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть: восстановление проходимости дыхательных путей, сердечно-легочная реанимация, остановка кровотечения и другие мероприятия.
- Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.
ПАМЯТКА
Последовательность действий при эвакуации в чрезвычайных ситуациях
МЧС напоминает, что чрезвычайная ситуация – это всегда реальная угроза жизни и здоровью людей. Чтобы выйти целым и невредимым из любой непредвиденной ситуации, необходимо четко знать свои действия.
Оповещением о чрезвычайной ситуации служит сигнал «Внимание! Всем!» (продолжительный прерывистый звонок, голосовое оповещение).
ЭВАКУАЦИЯ
Услышав тревогу, учащиеся (воспитанники дошкольных УО) должны встать у своих парт и по указанию учителя, ответственного за класс (воспитателя), покинуть классный кабинет (группу) и спокойно идти к сборному пункту (площадка перед учреждением образования) по ближайшему выходу. Эвакуация при сильном задымлении осуществляется ползком (40 см. от пола безопасная зона). Категорически запрещено возвращаться в класс, даже если там забыты какие-либо вещи.
Нельзя: бежать, перегонять, толкать друг друга!
Учитель (воспитатель), проводивший урок в классе (занятие в группе), руководит действиями учащихся, при этом первыми эвакуируются учащиеся с последних парт. Младшие школьники эвакуируются в первую очередь. Старшие помогают младшим.
Учитель (воспитатель), взяв классный журнал, выходит из кабинета последним, оставляя окна, двери классного кабинета (группы) закрытыми, но не на ключ!
СБОР
Место сбора – площадка перед учреждением образования. Придя на место сбора, каждый отдельный класс (группа) должен занять свое определенное место и находиться там до особого указания.
ПЕРЕКЛИЧКА
По прибытию на место сбора учитель (воспитатель), ответственный за эвакуацию класса (группы), проводит перекличку. После чего докладывает директору школы или его заместителю (заведующей или ее заместителю) о результатах эвакуации класса (группы): какой класс (группа), сколько учащихся по списку, сколько учащихся присутствовало на занятии, сколько детей эвакуировано.
При обнаружении отсутствующих учащихся следует немедленно об этом доложить администрации школы или руководителю тушения пожара.
Информационные материалы по оказанию первой помощи :
Ссылка на короткий онлайн курс по первой помощи, в котором есть два видеоурока.
https://firstaid.redcross.by/
видеоролики по вопросам оказания первой помощи:
https://cloud.mail.ru/stock/i7MWxuirVUecBEBnR1cUPSom