Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Этика разрешения педагогических конфликтов

Этика  разрешения педагогических конфликтов

 

В воспитательной практике педагогу часто приходится делать замечания своим ученикам. Однако их ответная реакция бывает различной, от принятия замечания до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:

1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваши представления о нем как о человеке оставьте при себе.

2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.

3. Более эффективно замечание в форме описания увиденного. Для этого необходимо повествовательно изложить увиденное, а затем такие повествовательно то, что должно было бы иметь место с Вашей точки зрения.

4. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.

5. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например тип: “Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставить в известность, что тебя вызвали в милицию”.

6. Не стараясь давать на учащегося словами и эмоциями. Главное — помочь понять, как он сам его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь Вы.

7. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.

8. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой осуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести не пользу, а вред личности учащегося.

9. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли Вы уважать себя и своего ученика и хотите ли Вы, чтобы он вас понял.









Одной из распространенных причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику:  после нее их, как правило, тянет действовать “назло”, “населить”, так как они считают, что ущемляется их достоинство.

Предлагаем Вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта.

1. Критиковать учащегося на собрании или просто в присутствии других людей следует лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.

2. Критика должна быть корректной, не ущемляющей достоинства личности. Публичная “казнь” может подорвать веру учащегося в себя. После нее он может “не подняться”.

3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой. Злоупотребление критикой, ругань — это признак примитивности педагога.

4. Критиковать можно в том случае, если у Вас есть эмоциональный контакт с данным учеником, если он доверяет Вашей компетентности, доброжелательности, порядочности.

5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. учащийся, как и любой человек, привыкает ко всему, в том числе и к критике. Если приучить его к сильным, резким осуждением, впоследствии придется с каждым разом усиливать натиск — в противном случае его не возможно “пронять”. Поэтому  хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.

6. Уместно говорить лишь о тех недостатках и промах учащегося, которые Вы видели собственными глазами, существование которых можно легко доказать. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.

7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Противопоставление учащихся на “хороших” и “плохих” разобщает коллектив.

8. Готовясь к публичной критике, важно позаботиться о мобилизации единомышленников и союзников. если отрицательные оценки действий критикуемого лица не получают поддержки со стороны остальных учащихся, критика не дает ощутимой пользы.

9. Критика должна вестись с позиции интересов дела.

10. Подвергается критике должны все учащиеся, если они имеют одинаковые недостатки.

Разделы сайта