Психологическая гостиная для родителей
Хрустальный мир подростка»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания ребенка подросткового возраста, содействие в оптимизации детско-родительских отношений.
Задачи:
1. расширить знания родителей в области возрастной психологии подростков;
2. обсудить проблем внутреннего мира ребенка-подростка;
3. оказать практическую помощь в выработке приемов конструктивного взаимодействия с ребенком-подростком, навыков психологической поддержки.
Форма проведения: психологическая гостиная с использованием интерактивных форм.
Участники: родители учащихся 7-9 классов, педагог-психолог, педагог социальный.
План проведения:
1. Внутренний мир подростка. Проблемы взросления.
2. Подросток в социуме.
3. Практикум для родителей « Стать идеальным родителем для подростка».
Сценарий проведения:
- Вступительное слово педагога - психолога.
Уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать в нашей психологической гостиной. Сегодня нашу встречу мы посвящаем обсуждению проблем внутреннего мира подростков, проблем взросления. А начать ее я хочу со стихотворения одного подростка (читается стихотворение).
В нас столько всякого напихано,
О нас такое понаписано,
В нас столько всякого наносного,
В нас столько всякого несносного,
В нас столько всякого ненужного
В нас столько всякого наружного,
В нас столько всякого нарочного,
В нас столько всякого хорошего…..
А люди ходят и не верят нам,
Они большие и … сухие.
Они гуляют, как по берегу
Вокруг бушующей стихии.
В нас всё неведомо и утрене
И всё уносит и приносит …
Весной бывают реки мутными,
Чтоб стать прозрачными под осень.
М. Гурич
Педагог психолог: Чтобы определить, насколько хорошо вы понимаете своего ребенка, вступившего в сложный подростковый период, предлагаю вам ответить на вопросы теста. Будьте откровенны, результат увидите только Вы.
Тест для родителей
“Понимаете ли вы своего ребенка-подростка?”
Этот тест призван помочь вам определить, насколько хорошо вы понимаете своего ребенка, вступившего в сложный подростковый период. Будьте откровенны, отвечая на вопросы: результаты увидите только вы сами.
1. Вы всегда стучите перед тем, как войти в комнату вашего ребенка?
А) да -3; Б) иногда - 2;В) нет -1.
2. Вы всегда знаете, чем интересуется ваш сын (дочь): читаете те же книги, смотрите
те же фильмы, обсуждаете новинки?
А) да -3; Б) иногда - 2;В) нет -1.
3. Вы раздражаетесь и злитесь, когда ваш ребенок высказывает вам претензии, настаиваете на своей точке зрения, спорит с вами, делает все по своему.
А) да -1; Б) иногда - 2;В) нет -3.
4. У вас каждый день находиться время для разговора по душам с сыном (дочерью)?
А) да -3; Б) иногда - 2; В) нет -1.
5. У каждого члена вашей семьи есть определенные обязанности по дому, и вы неукоснительно выполняете свою часть работы и требуете того же от детей?
А) да -3; Б) иногда - 2; В) нет -1.
6. Вы всеми силами добиваетесь от своего ребенка послушания, требуете от него полного отчета во всех действиях, контролируете его?
А) да -1; Б) иногда - 2; В) нет -3.
7. Если вы что-то запрещаете подростку, то обязательно аргументируете свой отказ, объясняете причину вашего нежелания или невозможности разрешить ему что-либо?
А) да -3; Б) иногда - 2;В) нет -1.
8. Вы часто наказываете подростка за провинности молчанием, можете несколько дней не разговаривать с ним?
А) да -1; Б) иногда - 2; В) нет -3.
9. Ребенок рассказывает вам о своих проблемах, спрашивает вашего совета в трудных ситуациях, делится с вами переживаниями?
А) да -3; Б) иногда - 2; В) нет -1.
10. Вы знаете всех друзей и подруг вашего ребенка и с удовольствием принимаете их в своем доме?
А) да -3; Б) иногда – 2; В) нет -1.
Вы привыкли все важные вопросы решать единолично, без обсуждения с домочадцами, тем более с ребенком?
А) да -1; Б) иногда – 2; В) нет -3.
12. Вы всегда хвалите ребенка за отлично выполненную работу, успехи в школе, красивый внешний вид?
А) да -3; Б) иногда – 2; В) нет -1.
13.Вы можете признать свою ошибку и извиниться перед ребенком, если виноваты?
А) да -3; Б) иногда – 2; В) нет -1.
У вас есть три варианта ответа:
- да (всегда);
- иногда;
- нет (никогда).
За каждый ответ начисляется 1, 2 или 3 балла, в конце теста подсчитайте количество набранных баллов и посмотрите, что у вас получилось в результате.
Сразу оговоримся: тест - это не приговор и не характеристика человека, скорее, его можно назвать предупреждением или полезным советом:
- 13-16 баллов. Вы не понимаете своего ребенка. Не слишком ли вы авторитарны?
- 17-23 баллов. Вы не понимаете ваше чадо из-за собственного эгоизма.
- 24-30 баллов. Вы хорошо помните себя в подростковом возрасте, однако не всегда у вас хватает терпения и выдержки.
- 31-35 баллов. Вы неплохо ладите со своими детьми, но отдельные их выходки вас расстраивают.
- 36-38 баллов. У вас отличные отношения с детьми.
- 39 баллов. Вы либо идеальный родитель, либо были не искренним, отвечая на вопросы теста.
Мини - лекция педагога- психолога «Внутренний мир подростка. Проблемы взросления».
Психолог: Помните ли Вы свое детство? « Конечно!»- ответят многие из вас. А помните ли вы свой подростковый возраст от 11-до 14 лет? Немногие из взрослых отвечают на этот вопрос утвердительно, и еще меньше хотели бы пережить этот период повторно: снова взрослеть, творить себя и свою судьбу, самостоятельно проходить через жизненные испытания. Подростковый возраст - это тот период в жизни вашего ребенка, когда детство уже почти закончилось, а взрослая жизнь еще не началась. И именно этот момент перехода по шаткому мосту от детства к взрослости является чуть ли не самым важным временем на пути развития.
Современный подросток боится входить во взрослый мир, оставаясь один на один со своими переживаниями, но еще меньше он хочет оставаться ребенком.
Какие же проблемы необходимо решить подростку за короткий период взросления?
К ним можно отнести:
- Появление интереса к своему внутреннему миру, построение образа собственного « Я»;
- освобождение от родительской опеки;
-постепенное вхождение в группу сверстников, установление отношений с представителями обоих полов;
- формирование устойчивое мировоззрение;
- планирование своего будущего.
Рассмотрим суть этих проблем.
В процессе подросткового кризиса ребенок начинает заглядывать внутрь себя, обретая интерес к собственным переживаниям, своему положению в окружающем его мире людей и явлений, осознавать свою уникальность. Становление подросткового самосознания связано с необходимостью обобщения имеющейся о себе информации от родителей, сверстников, учителей. Однако эта информация содержит противоречивые характеристики: родители говорят детям, что они упрямы и несговорчивы, в среде сверстников ребенка считают вполне покладистым, учителя –легко управляемым. Кроме того, на формирование Я-образа влияет принятие ребенком внешнего облика собственного Я. У подростков 11-14 лет меняются не только пропорции тела, но и лица, поэтому ребенку нужно время, чтобы привыкнуть к себе «новому», и он много времени проводит у зеркала. Если родители часто делают замечания по поводу разглядывания себя в зеркале, считают это неприличным либо раздражаются, то полного принятия облика собственного Я не происходит. В дальнейшем это может привести к трудностям в построении взаимоотношений с противоположным полом и развитию комплекса неполноценности.
У подростков 11-14 лет возникает чувство ответственности, в основе которого- потребность в освобождении от родительской опеки. Но значимые взрослые зачастую пытаются решать за детей их проблемы. Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Самостоятельность и ответственность проявляются у подростков в потребности к личному пространству. Если у ребенка его нет в стенах дома, то он будет осваивать чердаки, подвалы и т.п.
Друзья для подростка зачастую становятся важнее и роднее членов семьи. Вспыхивают искры первой романтической влюбленности, порой разгорающиеся до настоящего пожара личной драмы. Именно в человек начинает учиться любить и строить близкие отношения. И именно в этот период мнение окружающих о нем приобретает колоссальное значение.
Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.
Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями. Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции. Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.
Интересуйтесь жизнью подростка.
Многие подростки говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально. За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями. И ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.
Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения.
Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом.
Я часто слышу от подростков, чьим родителям удается вести себя подобным образом, такие фразы: «Моя мама – моя лучшая подруга. Я могу рассказать ей абсолютно все, и она всегда меня поддерживает и помогает советом».
Но бывают ситуации, в которых не помогает даже подобное мудрое и чуткое отношение. Тогда кризис подросткового возраста становится настоящей проблемой - подросток пускается во все тяжкие: перестает учиться, начинает употреблять алкоголь и наркотики, ворует и лжет, предпринимает попытки самоубийства и многое другое. В такой ситуации советами ограничиться не получится. Здесь нужна консультация квалифицированного психолога, который поможет подростку и его семье преодолеть это критическое время.
Таким образом, кризис подросткового возраста – самый сложный из всех возрастных кризисов для ребенка, т.к. именно в этот период он впервые по-настоящему глубоко заглядывает внутрь себя и оказывается способным осознавать многое из того, что с ним происходит, но далеко не всегда может понять причины происходящего. Поэтому перед вами встает непростая задача – осознавая физиологическую и психологическую суть кризиса подросткового возраста стараться поддерживать и помогать вашему ребенку на пути взросления.
2. Подросток в социуме.
Педагог социальный: Ребенок – подросток активно взаимодействует с социумом, стремиться проводить свободное время в кругу друзей. Он стремится к свободе и самостоятельности.
С какими социальными проблемами он сталкивается, попробуем с этим разобраться.
1 социальная проблема – проблема социального непослушания
В каждой среде есть свои нормы и правила, свои требования. Если соблюдать их, то проблем не возникнет, а если пытаться изменить, то возникает конфликт (не хочу выполнять, не хочу слушаться).
Решение: грамотно организованный распорядок жизни и для родителей, и для ребенка, надо вместе с ребенком придумывать правила (чем меньше правил, тем больше выполняют)
|
2 социальная проблема – проблема социального неприятия (изгой)
Каждый подросток должен реализовать свою индивидуальность, найти свое место в окружающей его среде. Если нашел – социально здоров, если наоборот, не ценят и не любят – возникает болезненное состояние изгоя. Подросток считает, что его никто не понимает, он замыкается в себе. Отсюда ребенок либо ищет таких же одиноких, либо решается на суицид.
Решение: развитие умений самозащиты, обеспечение безопасности, давать ребенку право голоса, не критиковать, не сравнивать.
|
3 социальная проблема – проблема социального насилия
Отношения подростка с окружающими его людьми могут складываться удачно и не очень. Если подросток умеет сотрудничать со сверстниками, то он социально успешен, если нет, то стремится выяснить кто главный, а кто – подчиненный (отношения с позиции силы)
Решение: развивать умение общаться в коллективе
|
4 социальная проблема – проблема социальной агрессии
Все люди для подростка делятся на близких (родных) и далеких (чужих). Важно научится далеких воспринимать, как близких. Если подросток способен к чувствам и эмоциям, то возникает атмосфера сопереживания.
Решение: воспитывать через теплоту отношений, сопереживание к прошлому.
|
5 социальная проблема – проблема социальной безответственности
Подростки считают, что мир – это место, где они творят, что хотят, они начинают устанавливать свои социальные правила, но они уже придуманы школой, родителями. Он должен принять их, отвечать за свои поступки, должен понимать, что он – свободный, но ответственный.
Решение: учить брать на себя обязательства.
|
6 социальная проблема – проблема отсутствия совести (внутреннего регулятора)
Каждому человеку необходимо удовлетворять свои эмоции, желания. Внутри человека должен быть регулятор – совесть. Если нет, то возникают различные зависимости – наркотическая, алкогольная, токсическая, компьютерная.
Решение: запреты не помогут, важно, чтобы проснулась совесть, создавать ситуации нравственного выбора, учить прислушиваться к себе.
|
3. Практикум «Как стать идеальным родителем для ребенка-подростка».
Педагог психолог: Теперь, когда вы уже знаете об особенностях подросткового возраста, предлагаем вам выполнить несколько упражнений, которые помогут вам стать идеальными родителями для своих детей.
Очень важным в общении с подростком является то, как мы разговариваем с ним. Какие слова он слышит чаще всего в школе и дома? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!», «Опять ты врешь!», «Чтобы в 10 часов был дома!»
Перед вами бланк с вариантами типичных фраз и правильных фраз:
Как надо говорить?
Типичная фраза
|
Как надо говорить
|
Ты должен думать о своем будущем!
|
Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?
|
Ты должен уважать старших!
|
Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека.
|
Ты должен слушаться учителей и родителей!
|
Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться.
|
Уважаемые родители, при общении с ребенком полезно применять «Я – высказывания»
Я узнала, что сегодня тебя не было в школе. Я обеспокоена этим.
Я огорчена, что ты можешь отстать по многим предметам.
Я волнуюсь, что тебя не допустят к экзаменам.
Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу и учился дальше.
Я бы хотела, чтобы ты не курил, хотя знаю, что тут я не могу принимать решения.
Я хотела бы, чтобы ты вовремя приходил домой.
Я уверена, что ты примешь правильное решение.
Я могу помочь тебе, если ты этого сам захочешь.
Основные заповеди общения родителей с ребенком-подростком.
« 10 НЕ»
НЕ унижайте достоинства подростка.
НЕ угрожайте ему.
НЕ требуйте того, что не соответствует его возрасту.
НЕ допускайте непоследовательности в требованиях.
НЕ требуйте от подростка немедленного повиновения.
НЕ допускайте назойливых назиданий.
НЕ опекайте его излишне.
НЕ вымогайте у него обещаний.
НЕ потакайте подростку.
НЕ лишайте его права оставаться подростком.
Подготовили: педагог-психолог Рубацкая В.О.
педагог социальный Федорова Н.Ч.