Психологические особенности и противоречия в развитии младшего подростка
Консультация для родителей 5-6 классов
Уважаемые родители! Ваш ребенок вышел из стен начальной школы. Многое начинает меняться в его жизни и поведении. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения.
Цель нашей консультации - предугадать перемены, которые непременно произойдут в Ваших детях.
В пределах подросткового периода психологи выделяют младший подростковый возраст — 11–12 лет и старший подростковый возраст — 13–14 лет.
Характерные черты младшего подростка
С переходом в среднее звено школы ребенок начинает изучать основы наук. А значит, произойдут изменения в познавательной деятельности детей.
В 11–12 лет начинается переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к теоретическому мышлению, от непосредственной памяти к логической. При этом в 11 лет чаще преобладает конкретный тип мышления, но происходит его перестройка, а с 12 лет активно формируется и развивается мышление, основанное на оперировании понятиями, на умении сопоставлять эти понятия и переходить в процессе размышления от одной мысли к другой. Однако эти изменения происходят в разные сроки и имеют индивидуальные различия. С другой стороны, в связи с началом этапа полового созревания замедляется темп познавательной деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени.
Происходят качественные изменения и в личности, и в межличностных отношениях.
Приблизительно в 11–12 лет возникает ощущение взрослости и достигает своего пика в 14 лет. Проявляется это в стремлении к самостоятельности, независимости.Важный аспект ощущения взрослости — это стремление делать что-то не «игрушечное», а реально полезное, социально значимое. Интересно также то, что, с одной стороны, подростки стремятся отстоять свою самостоятельность и независимость от взрослых, с другой — ожидают от них защиты, поддержки и помощи.
Стремление к самопознанию. Подросток в 11–12 лет стремится разобраться в себе, больше о себе узнать, понять себя. В ходе самопознания громадное значение имеет развитие рефлексии — способности к анализу собственных мыслей, чувств, состояний, поступков. Поиск идеалов, стремление быть похожим на свой идеал Подростки ищут пример, эталон личности, стиля поведения. Образцы для подражания находят разные: актёры, музыканты, бизнесмены, спортсмены, родственники или знакомые, которые являются для них авторитетом.
Центральная потребность и ведущая деятельность в этом возрасте – общение со сверстниками.
В 10– 11 лет ребенок ещё относительно много общается с родителями и вообще со взрослыми, а начиная с 12–13 лет происходит стремительная переориентация на общение со сверстниками.
В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений.
В поведении младшего подростка отмечается повышенная подвижность, несдержанность. Дети бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.
Основные задачи развития ребенка в 11-12 лет:
- Формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания.
- Формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов.
- Формирование интереса к другому человеку как личности. Развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа.
- Развитие и укрепление ощущения взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии. Формирование чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки.
- Развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания.
- Развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.
- Формирование представлений о происходящих изменениях, связанных со взрослением и половым созреванием.
Как наладить эффективное общение и взаимодействие с подростком
- Прислушивайтесь к мнению сына (дочери), но не основывайтесь только на его (её) желаниях.
- Цените в подростке как послушание, так и независимость. Обсуждайте проблемы и принимайте решение вместе.
- Установите правила и твёрдо воплощайте их в жизнь, но не считайте, будто вы не можете ошибаться.
- Объясняйте мотивы своих требований и поощряйте обсуждение их с подростком. Власть используйте только при необходимости.
- Если ошиблись или были несправедливы, признайте это. Подросток простит вам ошибку. А вот мириться с тем, что вы всегда правы, он не будет. Помните: ваши отношения — в ваших руках.
Подготовила педагог-психолог школы Рубацкая В. О.