Практикум
для обучающихся 2-4 классов
Тема: «Будь осторожен с незнакомцем»
Цели:
1. Информировать об опасностях пребывания на улице, исходящих от незнакомых людей и о способах поведения в потенциально опасных ситуациях.
2. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности на при общении с незнакомцами на улице.
3. Формирование навыка поведения с незнакомцами, если они проявляют к ребенку интерес.
Ход занятия:
-Мы познакомимся с правилами поведения при встрече с незнакомцем. Чем старше мы становимся, тем больше у вас появляется занятий, новых человеческих контактов. И, конечно, больше свободы. И очень важно научиться безопасно распоряжаться своей новой свободой.
Но всегда надо помнить о том, что не все люди хотят друг другу добра. Те, у кого не хватает на доброту к другим сердца и ума, могут встретиться и тебе.
В городе можно встретить и вора, и мошенника, и похитителя детей, и человека ненормального с поврежденной психикой.
Нам бы очень хорошо жилось, если бы преступники одеждой или лицом сразу отличались бы от остальных людей.
Но только в сказке Бармалея не спутаешь с Дюймовочкой, а Карабаса-Барабаса с Винни-Пухом.
Сейчас мы отправимся в такие сказки, которые маленьким ребятам кажутся страшными.
/Волк и семеро козлят /
-… Козлятки матери двери отперли. Рассказали козлятки, как к ним волк приходил. Коза и говорит:
- Детки вы мои милые, вы никому двери не отпирайте, пока моей песенки не услышите…
Ушла коза снова в лес. А волк снова выскочил из кустов, побежал к кузнецу в деревню:
- Кузнец, кузнец, скуй мне маленький язычок, а то я тебя съем.
Испугался кузнец, сковал волку тоненький язычок.
-Так, значит, в этой сказке самое страшное случилось оттого, что большой и сильный кузнец испугался и послушался волка?
- Ребята, мы с вами послушали отрывки из сказок. Но ведь в жизни злоумышленник вполне может выглядеть доброжелательным и вежливым человеком.
Ситуация 1
Допустим, к тебе подходит незнакомый взрослый человек и без всякого повода вдруг заговаривает с тобой. Это не совсем обычно. И уж совсем странно, если он просит помочь в чем-нибудь, например, вместе поискать заблудившегося котенка.
Как быть? Твердо запомни одну простую вещь:
Взрослые должны за помощью обращаться к взрослым, а не к детям.
|
Ситуация 2
- Этот Грачевский все время хвастает! – как всегда наябедничала Сорокина. – То ему папа музыкальный центр купил, то компьютер.
-У тебя нет, вот ты и завидуешь! – отозвался Грачевский.
-Отставить споры и ссоры! – скомандовал Хромочкин.
/Идет обсуждение, делаем выводы/:
1.Не приглашайте домой малознакомых ребят, если дома нет никого из взрослых.
2.Не хвастайтесь перед малознакомыми или незнакомыми людьми, что у вас много денег. Или что у вас хорошая радио- или телеаппаратура или другие ценные вещи.
Ситуация 3
Если на улице вам угрожает опасность, например, кто-то бежит за вами, а до дома далеко.
Как быть? /Идет обсуждение, вывод./
1.Если вам угрожает опасность, то бегите в ближайшее людное место: к магазину, автобусной остановке, метро.
2.Если незнакомые взрослые хотят увести вас силой: сопротивляйтесь, кричите, зовите на помощь. Преступники боятся шума.
Причем кричите при этом так, чтобы окружающим было понятно, что вас пытаются увести незнакомые люди. Например: «Дяденька, я тебя не знаю! Отпусти меня! Помогите! Меня уводит незнакомый дяденька!»
На доске: «Меня крадут!», «Мама!», «Он чужой!», «Я его не знаю!».
Надо забыть о стеснении, робости, о том, как ты выглядишь со стороны. Надо кричать во всю мощь легких. В опасных ситуациях это самый храбрый и правильный поступок.
Никакая вещь не стоит дороже здоровья.
|
Ни один нормальный взрослый не будет предлагать незнакомому ребенку пойти вместе с ним в кафе, посмотреть видео, поиграть в компьютерную игру или покататься на машине.
А вот ненормальный найдет тысячу разных причин. Даже и не угадаешь, что приедет ему в голову, чтобы заманить ребенка.
Так что самое надежное – вообще не разговаривать с незнакомцем. А если ты уже неосмотрительно вступил в разговор, надо вовремя сказать: «извините, я не могу вам помочь», - и быстро отойти или отбежать.
Встретить незнакомца можно не только на улице, но и в своем подъезде.
СИТУАЦИЯ 4
Представь, ты ждешь лифт. В это время подходит незнакомый человек и встает рядом. Открылись двери лифта, человек зашел внутрь. А что делать тебе?
/Идет обсуждение/.
Не стесняйся сказать: «Я поеду на следующем!»
Если человек станет тебя зазывать, сразу же отойди к лестнице, а лучше вообще выбеги из подъезда. Твердо запомни: нельзя входить в лифт с незнакомцем.
Незнакомцем может быть и женщина, и сверстник.
Никогда не садитесь в лифт с незнакомыми взрослыми
|
СИТУАЦИЯ 5
Украли одного ребенка: предложили выполнить спецзадание милиции, посадили в машину и увезли в неизвестном направлении. Другой девочке предложили сняться в кино…
- Так что же теперь, если мне предложили сняться в кино, отказываться?! – с возмущением спросила девочка.
- Ребята, а вы как считаете?
/Идет обсуждение, делаем вывод/.
Не позволяйте себя обмануть предложениями поехать сниматься в кино или выполнять задание милиции, или разведки.
|
В опасной ситуации:
Шаг 1. Оценка ситуации: четко осознавай, что перед тобой незнакомый человек.
Шаг 2. Держи дистанцию: между тобой и незнакомцем должно быть расстояние не менее 2- ух метров.
Шаг 3: разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор
Шаг 4: уходи в безопасное место!
Игра «Нет!».
-Задача участника: придумать способ сказать «нет!».
/Учитель проходит по классу, задавая детям различные вопросы, на которые им надо отвечать отказом/
- Хочешь, я повезу тебя на своей машине? (Нет, спасибо. Мне нужно домой.)
- У меня дома замечательные щенки. Пойдем со мной, я подарю тебе. (Нет, спасибо. Меня ждут дома.)
- Смотри, какие у меня вкусные конфеты! Хочешь попробовать? (Нет, не хочу. Мне нельзя есть сладкого.)
ЗАПОМНИТЕ:
Что бы ни случилось с вами, обязательно расскажите обо всем родителям или взрослым, которым вы доверяете.
|
А вообще-то все правила личной безопасности, к короткому единому слову НЕ:
НЕ заигрывайтесь на улице по дороге из школы.
НЕ играйте на улице с наступлением темноты.
НЕ впускайте незнакомца в дом.
НЕ ходите с незнакомцем.
НЕ садитесь в машину с незнакомцем.
Молодцы, ребята!
Приложение 7
Рубацкая Валентина Олеговна,
педагог-психолог ГУО «Средняя школа №2 г.п. Шарковщина»
Безопасное поведение девочки-подростка: как не стать жертвой сексуального насилия.
Психологические занятия с элементами тренинга.
Пояснительная записка
Для девочек-подростков очень важным является выработка навыков безопасного поведения в ситуациях угрозы сексуального насилия. Именно девочки 14-16 лет чаще всего становятся жертвами сексуального насилия. Они в силу своих возрастных особенностей ( доверчивости, недостаточной осведомленности в вопросах половых отношений, отсутствия жизненного опыта, неумения полно и критично оценить сложившуюся ситуацию, спрогнозировать возможные действия других) имеют повышенную виктимность - предрасположенность при определенных условиях стать жертвой сексуального насилия.
Как не допустить попадания в экстремальные ситуации и как сберечь свою репутацию – вопросы, с которыми девочки - подростки обращаются к педагогу-психологу. Психологические занятия с элементами тренинга помогают найти ответы на поставленные вопросы и сформировать некоторые навыки личной безопасности.
Целевая аудитория: девочки: 8-10 класс
Цель: повышение личной ответственности девочек - подростков за свою безопасность.
Задачи:
1) формировать ценностное отношение к себе;
2) познакомить с основами виктимологии;
3) обучить навыкам безопасного поведения с взрослыми и ровесниками;
4) развивать навыки личностного контроля над ситуациями угрозы.
Тематический план занятий
№
занятия
|
Тема занятия
|
|
Введение . Моя личная безопасность .
|
|
Опасные ситуации, опасные люди
|
|
Что такое виктимное поведение и к каким последствиям оно приводит
|
4
|
Правила личной безопасности.
|
раскрыть » / « свернуть