Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:
1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;
-
2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.
-
Работу по профилактике травматизма необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся.
-
Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется директором школы. В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма.
-
-
Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий.
-
-
Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.
-
-
Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу.Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь успеха.
-
-
Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.
-
Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.
-
Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.
♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦♦
Детский травматизм в школе
Школьный травматизм
Давайте будем предельно точны и под термином «школьный травматизм» станем рассматривать только те случаи, которые происходят с ребенком, перешагнувшим порог школы.
На школьную травму приходится около 5% детского травматизма. Мы не включаем сюда повреждения, происшедшие на уроках физкультуры, относя их к спортивной травме.
Происшествия чаще всего случаются на переменах. Из уроков наиболее «опасны» (после физкультуры) занятия трудом, физикой и химией. Любопытно, что ребята, помогающие родителям дома по хозяйству, как правило, более аккуратны и внимательны, поэтому у них реже бывают травмы.
Имеются в виду ушибы молотком, ссадины и порезы стамеской, напильником. Более серьезные варианты — взрыв колб с химикалиями, электротравмы во время опытов. Иногда виной несчастного случая бывает неисправная аппаратура, электропроводка, инструментарий. Но, повторяю, это случается очень редко.
Перемена: травматическая эпидемия
Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности, пружина действия сжата до предела. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку.
Как ведут себя дети на переменах? Наиболее спокойны девочки. Солидно держат себя старшеклассники: они уже тренированы долгими годами школьной жизни. А малышей разве остановишь?
Им необходимо движение. Если дежурные не дают побегать по коридору, ребята без всякой нужды стремятся десятки раз подняться и спуститься по лестнице.
Какие же происшествия случаются на перемене!
• Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.
• Зина, 12 лет, шла по лестнице. Мальчик толкнул ее в спину. Диагноз: «Перелом обеих костей левой голени», пролежала 6 дней. В школу смогла пойти спустя 2 месяца.
• Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.
Перечисленные случаи — это в основном результат шалостей, недисциплинированности или хулиганства ребят. В связи с этим хочется еще раз напомнить о воспитании в семье.
Правильно воспитанному ребенку гораздо легче привыкнуть к школьной обстановке и подчиниться всем школьным правилам и дисциплине.