Качестваличности |
На уроке |
Во внеурочнойдеятельности |
Агрессивность |
· создать ситуацию успеха· отвлечь, увлечь чем-то интересным· похвалить, подчеркнуть лучшие качества· ролевая игра· посадить с ребенком, с мнением которого он считается |
· дать поручение· приласкать· изучение семейной ситуации· не заострять внимания· индивидуальные беседы с ребенком, родителями· адекватные оценки поступков ребенка |
Тревожность |
· похвала, поощрение· доброжелательное отношение· постепенное наращивание трудностей, акцент на усиление их преодоления· помощь самоутвердиться· тактильный контакт· выявление трудностей и оказание индивидуальной помощи в учёбе· давать посильные задания· наладить психологический контакт· в некоторых случаях завысить оценку· дать ребенку возможность почувствовать свою исключительность |
· дать возможность проявить себя· помочь стать на лидирующую позицию· индивидуальные беседы· оказание помощи при принятии учащимся ответственных решений· демонстрация положительного отношения к учащемуся, организация помощи при затруднении общения со взрослыми· включение в групповую деятельность· расположить к учителю, классу· выяснить причину· обратиться к психологу |
Невнимательность |
· смена видов деятельности (работа в тетради, потом обсуждение, чтение вслух и т.д.)· легко отвлекающихся детей сажать поближе к доске, время от времени обращаться к ним с вопросом· если ребёнок не может сразу включиться в работу, то, давая учащимся задание, следует специально обратиться к этому ученику («Все читают упражнение, и Коля тоже»)· снятие усталости· игра на уроке· индивидуальные задания (иногда повышенной трудности)· установка на произвольность· поэтапное строение деятельности· использование наглядности· в работе учителя акцент на жест, мимику, движение |
· включение в практическую деятельность· подбадривания и поощрения даже минимальных достижений позволяют повысить заинтересованность учащегося в успешном выполнении задания, а, следовательно, улучшить качество его внимания· использование развивающих игр· работа с психологом (тренинг внимания)· спокойное поведение воспитателя· пристальное внимание каждому ученику |
Капризность |
· предъявлять ко всем ученикам одинаковые требования· сгладить ситуацию, вызвавшую каприз· не заострять внимания· проигнорировать· индивидуальный подход· убеждение· тактильный контакт |
· не акцентировать внимание· отвлекающая смена деятельности· индивидуальная беседа· выяснить причину· работа с родителями· обратиться к психологу· убеждение· тактильный контакт |
Застенчивость |
· создание ситуации успеха· выявление трудностей и оказание индивидуальной помощи в учёбе· постепенное привлечение к учебной деятельности· работа в парах, меняя роли· регулярное использование положительных оценок (одобрение и поощрение) за достигнутые успехи· авансирование успеха· формирование адекватной самооценки |
· привлечение к театральной деятельности· вовлечение во все виды мероприятий, требующих от учащихся проявления лидерских качеств, организаторских способностей, носящих соревновательный характер· помочь выявить у ребенка положительное и донести это до всех· помощь в организации личных дружественных связей· вовлечь в общение с более активными детьми |
Недостаточная учебная мотивация |
· разнообразные виды деятельности· использование наглядности· заинтересованность на уроке· поощрение· использование игры· индивидуальные занятия· привитие интереса к учебе· работа на авторитет· программирование положительных перспектив |
· игровая деятельность· разовые и постоянные поручения· беседы с детьми и родителями· сюжетно-ролевые игры· работа с семьей по формированию положительного отношения к образованию· индивидуальные и стимулирующие занятия |
Чрезмернаяподвижность |
· увлечь каким-либо занятием· постоянно загружать· давать наиболее сложные задания· дополнительная индивидуальная самостоятельная работа |
· давать ответственные поручения· назначать ответственных при проведении мероприятий· увлечь малоподвижными играми· занятия спортом· отвести место, где бы ребенок на переменах мог выплеснуть энергию |
Повышеннаяутомляемость |
· смена видов деятельности· физкультминутки· ограничение заданий· предоставление времени на осмысление· включать игровые моменты· индивидуальный подход к классным и домашним заданиям· организация минуток отдыха |
· соблюдение режима дня· консультации для родителей· организация игр· дать право самому выбрать вид отдыха |