РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
«ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД»
Детские самоубийства – явление противоестественное и ужасное. Общество упорно не желает его замечать, потому что оно звучит, как прямой укор всем нам. Однако упрямая статистика снова и снова продолжает напоминать нам о страшной проблеме цивилизации. Психологи во всём мире бьют тревогу – детских и подростковых суицидов становится с каждым годом всё больше. А ведь многих детей можно спасти от отчаянного шага, если вовремя протянуть им руку помощи.
Медики мира о проблеме подросткового суицида.
Æ По данным Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), суицид является второй по частоте причиной смерти в подростковом и юношеском возрасте.
Æ Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего, от родителей, и у них только начинается процесс самоопределения, поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят им в голову. Но бывают и исключения.
Æ Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
Æ Как правило, подростки, которые совершают попытку покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта с окружающими или самими собой.
Æ Психотерапевтическая практика показывает, что подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство. Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой «Просто надоело жить». Значительную роль здесь играет отсутствие у подростков умения поделиться своими переживаниями, подробно рассказать о них. Невысказанные негативные чувства, ненашедшие пути выхода, аккумулируются в уже болезненной душе подростка, что только усиливает его депрессивное состояние.
Æ ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи», последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих.
Æ Частыми причинами суицида среди молодежи являются также неразделенная любовь, конфликты с родителями, учителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество.
Æ В целом, около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.
Æ Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить.
Æ 12% после неудачной попытки суицида в течение двух лет повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались сделать это в прошлом, по крайней мере, однажды.
Æ В окружении каждого человека, покончившего с собой, в среднем остается 6 человек, для которых его самоубийство является тяжелой душевной травмой.
Такие неутешительные цифры приводятся в отчете Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
*****
Самоубийство (суицид) – это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, т.е. осознанное и намеренное лишение себя жизни.
Феномен суицида чаще всего связывают с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причём это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.
Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаще внутренняя душевная напряжённость накапливается постепенно, сочетая в себе разнородные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадёжностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицания», появляется ощущение «потери смысла жизни».
Ребенок, находясь на определенном этапе своего формирования, иногда не в состоянии адекватно оценить конфликтную ситуацию и тогда решается на последний, с его точки зрения, соответствующий ситуации шаг.
Причины подросткового суицида.
Что же толкает юных созданий, перед которыми открывалась целая жизнь, глотать в огромном количестве таблетки, резать себе вены или прыгать с крыши? Как правило, специалисты отмечают несколько причин, среди которых:
Æ неразделённая первая любовь,
Æ непонимание сверстников,
Æ конфликты в семье и с учителями.
Для взрослого человека причины, заставляющие подростка сделать последний шаг к пропасти, кажутся банальными: он-то, искушённый жизнью, знает, что за первой любовью последует вторая и третья, может, не такая чистая и прекрасная, но не хуже чем у других; он-то знает, что конфликты со сверстниками – нормальное проявление конкуренции, и если кто-то говорит тебе в лицо, что ты дурак, то говорящий не намного умнее; взрослый понимает, что педагоги – тоже люди с нервами, низкими зарплатами и домашними заботами. Ребёнок же мыслит иначе…
Современная психиатрия склонна объяснять суициды у подростков эффектом «суженного сознания», когда сознание замыкается на каких-то проблемах и не может трезво оценить их серьёзности, переключиться на что-то другое, а также возрастными депрессиями.
Кроме того, проблема подросткового суицида во многом связана с искажённым и незрелым представлением ребёнка о смерти, непониманием такого фактора, как смерть: подростку кажется, что можно умереть понарошку. Смерть видится подростку как временное состояние, которое можно сравнить со сном, приходящим и уходящим. Подростки не воспринимают мысли о смерти серьезно – для них это что-то типа экскурсии и способа доказать свою взрослость. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, подножке трамвая, играм на строительных площадках и т. п.
Есть также мнение, что на подростковые самоубийства серьёзное влияние оказывает информационная перегруженность, прессинг родителей, учителей и сверстников, постоянно заставляющий быть первыми в учёбе, в любви, в дружбе, в финансовом благополучии. Если быть первым не удаётся, у подростка снижается самооценка, ни он, ни общество оказываются неспособными спокойно принять поражение.
Стремление родителей видеть своё чадо умнее и лучше других, категорический отказ принимать поражение неизбежно передаётся детям. Многим взрослым, как и их отпрыскам, невероятно трудно понять, что двойка в четверти, рваные кроссовки, жалобы учителей, презрение сверстников – это абсолютное ничто в сравнении с вечностью и целой жизнью, которая едва-едва начинается. В конце концов, не все должны быть богатыми и красивыми, не все должны работать юристами и банкирами. Ссора с учителями, клевета соседа, драка со сверстниками – мелочь, о которой и задумываться стыдно. К сожалению, понимания этих простых истин сегодня не хватает молодежи.
Выделяют еще одну причину детских самоубийств – прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, продать (если имеют) и дачу, и машину, влезть в долги...
Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания – напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.
Также существует версия, связанная с ранним вступлением подростка в половую жизнь, – половая скороспелость, простимулированная современными СМИ, развенчивает ореол любви, необходимый для нормального формирования молодой психики, такое разочарование иногда становится смертельным. Риск суицидального поведения высок у подростков, отличающихся высоконравственными устоями с идеализацией чувства любви, дружбы. «Книжное» восприятие действительности при столкновении с реальностью нередко приводит к стрессовым состояниям.
Если говорить о подростковой депрессии, то она, как и первая любовь, является естественным этапом взросления личности. В зависимости от того, как сложатся отношения, зависит вся дальнейшая судьба человека. Поэтому очень важно в этот момент объяснить ребёнку, что все его трудности временные, будет ещё и настоящая любовь, и настоящая дружба, главное – правильно пережить этот период.
*****
И теперь о самом важном… По статистике, около 70–75% подростковых суицидов происходит из-за проблем в семье и связаны с семейным неблагополучием. Конечно, оказывают влияние и улица, и школа, но семья и семейные отношения среди причин подростковых самоубийств – на первом месте.
Безусловно, если семья по тем или иным причинам не обеспечивает для ребенка духовное и эмоциональное равновесие, то она является наиболее существенным фактором в появлении суицидального поведения у подростка. Выявлено, что в семьях с невысоким общекультурным уровнем, в «алкогольных и криминальных» семьях дети и подростки чаще совершают суицидальные попытки. Однако и благополучные семьи от этого не застрахованы. Как бы в насмешку над нами чёрный феномен суицида затрагивает абсолютно все национальности и все социальные группы, дети сводят счёты с жизнью равным образом как в не благополучных семьях, так и в семьях с достатком.
Суицидальное поведение – это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей. Речь здесь идёт о неблагополучных детско-родительских взаимоотношениях, однако это «неблагополучие» имеет не внешний, а содержательный характер.
Типология самоубийств.
Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.
Истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т.д. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.
При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению.
Но основная часть суицидов – это не что иное, как попытка вести диалог: только, разумеется, вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь. Это явление психиатры часто называют демонстративным суицидом (или так называемый парасуицид).
Демонстративный суицид не связан с желанием умереть. В противовес истинному суициду, парасуицид, как правило, совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. И как это ни цинично и ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят именно по этой причине: ребенок уходит из жизни с мыслью: мол, наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть. Вернее, был…
Конечно, демонстративный суицид иногда проявляется и как способ своеобразного шантажа (чаще со стороны именно слабых людей, у которых просто нет других способов воздействия). Мол, «сделайте то-то и то-то, или я что-нибудь с собой сделаю...»
Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта, употребление сильных наркотиков и алкоголя, самоизоляция. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни: как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Скрытый суицид – удел тех, кто понимает, что самоубийство – не самый достойный путь решения проблемы, но, тем не менее, другого пути опять же найти не может.
Следует также отличать попытки самоубийства. Попытка убить себя, которая не удалась, называется попыткой самоубийства. Попытка самоубийства называется серьёзной, если она могла привести к смерти с большой вероятностью. И даже не заканчиваясь смертью, такая попытка приносит не меньше страдания, как родителям, так и детям. Суицидальные попытки часто приводят к разрушению здоровья. Они опасны медицинскими последствиями, которые могут заканчиваться оформлением инвалидности, поскольку выбор способа совершения попытки, дети осуществляют по первому побуждению. Преобладающим способом попытки самоубийства являются обычно самоотравления и самопорезы. Характерно, что у детей до 13 лет преимущественно наблюдаются попытки самоотравления, а от 13 до 16 лет – присоединяются и другие способы – повешения, самопорезы и комбинированные способы.
Здесь очень важно помнить, что люди, совершившие попытку самоубийства, часто в дальнейшем совершают самоубийство. Самое страшное, что после первой попытки, к счастью, не закончившейся смертью, родители успокаиваются, просто отругав ребенка или поговорив с ним. А ведь после этого вероятность повторного суицида возрастает где-то в 10 раз. Поэтому важно сразу после произошедшего обращаться даже не к неврологу и психологу, а к психиатру. При этом никто не станет класть вашего ребенка в психбольницу, если удастся решить вопросы психотерапией.
Как выявить у своего ребёнка суицидальный риск.
Как же узнать о том, что ваш ребёнок хочет совершить попытку самоубийства? Вот основные признаки суицидальных намерений:
Æ Около 80% людей, совершающих суицид, предварительно дают знать о своих намерениях другим людям. Способы сообщения могут носить форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде. Это обычно происходит в форме разговора о суициде, рассуждений о самоубийствах, рассказов о своих проблемах, сообщений о желании умереть, о своей никчемности, беспомощности и о своем безнадежном положении, просьбы о помощи. Это может быть предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературных произведениях, беседах. Кроме того, намёки на самоубийство могут выражаться и в письменной форме – в письмах, записках, дневнике. Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии, как минимум, одному человеку.
Æ Характерным признаком является состояние депрессии, которому присущи отсутствие аппетита, бессонница, безразличие, тоска и отчаяние. Следует отметить, что накануне суицида у человека может наблюдаться полная потеря аппетита или, наоборот, импульсивное обжорство; бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней.
Æ Нередко происходит потеря интересов, хобби. Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями. Испытывает ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
Æ Наблюдается социальная изоляция, уход в себя. Подросток замыкается от семьи и друзей, уходит от контактов, превращается в человека одиночку. Причём изоляция от друзей и семьи приводит к отсутствию поддержки со стороны близких и сверстников.
Æ Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками. Отмечается нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы. Всё это приводит к серьёзным проблемам в учёбе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания).
Æ Для человека, намеревающегося совершить самоубийство, характерно:
P поведение, направленное на саморазрушение (попытки самоубийства, безрассудство, частые происшествия);
P вызывающее поведение (уходы из дома, преступность, сексуальная распущенность);
P употребление алкоголя и наркотиков, что повышает вероятность действий, совершаемых под воздействием внезапных импульсов.
Æ Можно отметить безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки отрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом, юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
Æ Для подростка становится характерным беспокойное поведение, частые смены настроения. Он может быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. Может находиться в подавленном настроении, испытывать постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти. А может проявлять раздражительность, угрюмость, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Æ Отмечаются жалобы на здоровье. Частые жалобы на соматические недомогания: на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость.
Æ Наблюдается поглощенность темами смерти. Подросток проявляет постоянный интерес к музыке, фильмам и книгам, в которых так или иначе упоминается смерть, погружен в размышления о смерти.
Другая опасность суицида заключена в неожиданном, драматическом и необъяснимом изменении поведения, так называемом, «терминальном поведении»: человек приводит свои дела в порядок, раздает свои любимые вещи, при этом часто заявляет о печали и отчаянии.
Æ Приведение своих дел в порядок – раздаривание любимых вещей, упаковывание, составление предсмертной записки. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
Æ Внешняя удовлетворенность – прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется – может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
Æ Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
Разумеется, это не портрет будущего самоубийцы, а всего лишь признаки, на которые стоит обратить внимание. В любом случае такое поведение – сигнал о том, что у подростка резко меняются жизненные ориентиры, и окружающим (друзьям, педагогам, родителям) надо уделять ему больше времени и понимания.
Если вы заметили несколько из перечисленных признаков, то обязательно поговорите со своим ребёнком. Если он не хочет раскрыться перед вами, обратитесь к специалисту. Чаще всего нам недостает банального внимания! Предоставьте ребёнку свое внимание, причем не старайтесь давать советы и не оценивайте его. Попробуйте принять его и его действия, как данность – он такой и может сам выбирать стиль своего поведения. Если потребуется, то не пожалейте своего времени на то, чтобы просто побыть рядом с ним, подержать его за руку и позвольте ему поплакать (если он захочет). Этого может оказаться достаточно, чтобы ваш ребёнок не решился на последний, страшный шаг.
Предупреждение родителями подростковых самоубийств.
Важно помнить, что предупреждение самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Как и любая наука, она постижима для каждого.
Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеет:
P учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;
P наличие предыдущей (незаконченной) попытки суицида;
P суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
P тенденции к самоповреждению (аутоагрессия);
P склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
P влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс-фактора:
û серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом;
û семейные проблемы: уход из семьи или развод родителей;
û тяжелые утраты, например смерть родителя, особенно в течение первого года после потери;
P социальная изолированность (не имеет друзей или имеет только одного друга, чувствует себя отверженным);
P ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
P алкоголизм или употребление наркотиков – личная или семейная проблема;
P аффективные расстройства, особенно тяжелые депрессии;
P хронические или смертельные болезни;
P анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям, немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти:
Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций:
P можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
P смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять;
P я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
P выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан;
P я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
Антисуицидальные факторы личности – это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. Антисуицидальные факторы личности обесценивают самоубийство как способ разрешения проблем и формируют антисуицидальный барьер.
К ним относятся:
P эмоциональная привязанность к родным и близким людям, степень значимости отношений с ними, боязнь причинить им душевную боль;
P концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического вреда;
P религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства; боязнь греха самоубийства;
P учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
P проявление интереса к жизни; наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
P наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
P убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
P психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
Для формирования антисуицидальных установок следует:
P постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
P вселять в ребёнка уверенность в свои силы и возможности;
P внушать оптимизм и надежду;
P проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
P осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
Психологи в качестве профилактики рекомендуют родителям, как правило, единственное средство – быть внимательнее к настроению своего ребёнка, поддерживать его, не ругать по пустякам, сохранять диалог. Однако помимо внешней опеки, ребёнку жизненно необходим ещё и внутренний иммунитет, который позволит ему более стойко переносить жизненные невзгоды, не только в юности, но и во взрослой жизни. Такой иммунитет называется терпение и понимание, что все испытания идут человеку на пользу.
*****
раскрыть » / « свернуть