Рекомендации
для классных руководителей
по созданию благоприятного психологического климата в классе
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, и формирование личности учащихся. Детский коллектив нужно формировать ежедневно. Это кропотливая и ответственная работа.
В деле создания дружного коллектива важная роль принадлежит классному руководителю.
Базовая цель поведения ученика – почувствовать свою причастность к жизни школы. Чтобы помочь ребенку почувствовать свою коммуникативную состоятельность и поддерживать приемлемые отношения с одноклассниками помогут следующие психологические рекомендации:
Необходимо создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого важно постараться вместе с детьми ответить на следующие вопросы : каким, по-твоему мнению, должен быть дружный класс? Как сделать так, чтобы класс стал дружным. Активно ли участвует наш класс в общих делах школы? Помогут ли вам одноклассники, если вы попросите их о помощи? Заметят ли ваше плохое настроение или самочувствие ваши одноклассники? Что у нас в классе легче сделать?
Выделить основные правила дружбы:
- Помогай товарщу.
- Если умеешь что-то делать – научи друга.
- Если друг попал в беду, помоги ему.
- Поделись с товарищем самым лучшим, что у тебя есть.
- Останови товарища, если он делает что-то плохо.
- Избегай ссор, споров по пустякам.
- Будь скромней, если у тебя получилось лучше, чем у других.
- Умей радоваться успехам товарищей.
- Умей спокойно принять помощь, советы от других детей.
Организовать ребят в начале года, настроить на коллективное творчество легче с помощью «игрового» общения. Важно владеть определенным набором средств, которые способствуют снятию психологических барьеров и скованности, создают доброжелательную обстановку.
Находить сходство между учащимися для улучшения взаимодействия между ними.
Организовать общие коллективные дела: коллективные поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии по памятным местам, совместное посещение спектаклей, выставок и др.; совместное проведение праздничных дней.
Учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент.
Называть всех по именам и добиваться этого в обращении ребят друг к другу.
Знать в классе явных и неформальных лидеров ученического коллектива.
Поддерживать комфортный и благоприятный психологический климат в классе.
Уметь выслушать учащегося, особенно в минуты нервного, напряженного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохранять «секреты».
Помнить, что одобрение действует сильнее, чем порицание.
Избегать проявления слишком явной любви к отдельным ученикам. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
Практиковать умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.
Особую работу следует вести с «отвергнутыми» детьми. Попытайтесь привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они были бы успешными и смогли раскрыть свои сильные стороны и способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии всего класса, но делать это следует за конкретно выполненное дело или поступок.
Важно помочь непопулярным детям в классе выявить их значимость для коллектива.
Детей надо учить правилам общения и взаимодействия. Это может быть несколько классных часов, где через игры и упражнения учитель учит детей конструктивным способам общения (часто дети просто не умеют вести себя по-другому).
Объединять ребят совместными мероприятиями (поездками, тематическими классными часами). Совместная деятельность в неурочное время очень сплачивает класс, позволяет ребятам раскрыться с других сторон. Совместные мероприятия делают из просто класса – класс-команду, где ребята сплочены и для каждого есть свое применение.
Обращать внимание на всякие мелкие происшествия в классе, не пренебрегать детскими жалобами, пресекать насмешки. От учителя напрямую зависит то, как дети будут относиться друг к другу.
Обязательно следует проводить классные часы о дружбе, взаимопомощи, коллективизме. Использовать каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни человека.
На уроках практиковать групповые виды деятельности. В каждой подгруппе учащихся должен быть как «сильный», так и «слабый» ученик. Группа должна придерживаться принципов взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижения. Важно иметь возможность высказаться и быть услышанным каждому члену группы.
Постоянно подчеркивайте, что отношения в классе определяются не только успеваемостью по предметам, но и теми добрыми делами, которые совершил человек для других.
Вырабатывайте условия успеха. Предложите детям задуматься, что реально они могут ожидать к концу четверти. Разберите и оговорите причины, которые помешали сбыться каким-то ожиданиям. Наметьте шаги для того, чтобы все ожидания сбылись.
Изучайте круг интересов.
Учите ребят анализировать прожитое время.
Создавайте ситуации успеха.
Четко распределяйте поручения между учениками.
Поддерживайте инициативу детей.
Контролируйте выполнение заданий. Каждое достижение ребенка нужно отметить, не забывайте поблагодарить за хорошую работу.
Отказывайтесь от частого подчеркивания способностей одних и неуспехов других, от прямого противопоставления ребят.
Умейте распознать цель плохого поведения (привлечение внимания, избегание неудачи, месть, власть). Выбирайте приемлемый способ вмешательства в ситуацию.
Критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения. Старайтесь отчитывать наедине, выслушивайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на злость. Покажите провинившемуся, что вы верите в него.
Привлекайте родителей к тесному сотрудничеству со школой, информируйте их о наиболее важных направлениях и методах воспитательной работы, о положении дел в классе.
Все это помогает создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе.