Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Современный урок

Основные цели деятельности педагога на современном уроке

Цель деятельности педагога – это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности учащихся.

Цель есть не любой образ будущего, но непременно образ желаемого будущего, достижению которого и должна быть подчинена вся деятельность преподавателя. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действия, системы научных знаний и т.в. Её необходимо конкретизировать, например:

  • обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей;
  • обобщить и систематизировать знания о  … ( или по конкретной теме );
  • отработать навыки ( какие );
  • устранить пробелы в знаниях ( каких );
  • добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов ).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определённых свойств личности и черт характера.

Какие же свойства личности необходимо воспитывать ? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернациолизма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

Развитие мышления( развитие аналитического мышления  – формирование умения выделять существенные признаки и свойства; развитие синтезирующего мышления – развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала; развитие аналико – синтезирующего мышления – развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие абстрактного мышления – развитие умений выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них; развитие умений применять знания на практике и др.).

Развитие познавательных умений ( формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты; развитие умений частично-поисковой деятельности – частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы, её решение .)

Развитие общетрудовых и политехнических умений ( развитие коммуникативно – технических умений, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, развитие операционно – контрольных умений – умения пользоваться приборами и инструментом, умения планировать , оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия ).

Развитие умений учебного труда( развитие умения работать в должном темпе – читать, писать, выделять, чертить, конспектировать; развитие приёмов наблюдения и его последовательность, состав наблюдаемых объектов ).

Развитие воли и самостоятельности( развитие инициативы, уверенности в с своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; развитие умения владеть собой – выдержка, самообладание, развитие умений действовать самостоятельно ).

Чем отличается современный урок от традиционного?

1. В современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.
Таким образом, повышается технологичность урока, что возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.
Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развития образования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.
Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.
В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этот вопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.


4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.
Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся.
Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.
Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

6. На современном модернизированном уроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.
Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условные группы «сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полноту освоения ими учебной программы, и планировать посильные задания для каждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуют учёт особенностей восприятия ученика (аудиал, визуал, кинестетик), особенности мышления (аналитик, синтетик) и др.

Упомянутым аспектам уделяется большое внимание в технологии нейро-лингвистического программирования, которая может привести к манипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемой гуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешения возникающего противоречия.
Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

7.Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.
Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Цель современного урока

Структура современного урока

Черты современного урока

Критерии эффективности современного урока

 

Современные технологии обучения.

Современные методы и средства обучения.

Электронное средство обучения (ЭСО) – средство обучения, созданное с использованием компьютерных информационных технологий, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников.

Планируя урок с применением информационных технологий, необходимо задуматься о целесообразности применения того или иного метода и о том, как его можно применить для изучения данного материала.

Используя электронные средства обучения учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения ЭСО в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда он применяет ЭСО в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной информации;
  • согласовывать выбранное ЭСО с другими средствами обучения, применяемыми на уроке;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • применение ЭСО должно определяться содержанием темы, материалами предыдущих и последующих уроков.

 

Видео-физкультминутка для современного урока

Разделы сайта