Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Методический анализ урока

ПАМЯТКА – АЛГОРИТМ ДЛЯ САМОАНАЛИЗА УРОКА

Ι. Каков был замысел, план проведенного занятия и почему?

1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока?

1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, в системе уроков?

1.2. Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?

1.3. Как он (урок) работает на последующие уроки, темы, разделы (в том числе другие предметы)?

1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования, образовательные стандарты, стратегия развития данной школы?

1.5. В чем видится специфика, уникальность этого урока, его особые предназначения?

1.6. Как (и почему?) была выбрана именно предложенная форма занятия (и тип урока)?

2. Какие особенности учащихся, класса были учтены при подготовке к уроку (и почему именно эти особенности)?

3. Какие главные задачи решались на уроке и почему?

4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока?

5. Чем обосновывается конкретный ход урока, характер взаимодействия учителя и учащихся? Почему были избраны именно такое содержание, такие методы, средства, формы обучения?

6. Какие условия (социально-психологические, учебно-материальные, гигиенические, эстетические, темпоритмические) были созданы для проведения урока и почему?

ΙΙ. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если – да, какие, почему и к чему они привели?

ΙΙΙ. Удалось ли:

  • Решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
  • Избежать перегрузки и переутомления учащихся?
  • Сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока?

Ιν. Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке следовало бы сделать иначе, по-другому?

ν. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА.

1. Основная учебная цель урока (цель сформулирована в методических рекомендациях или намечена учителем самостоятельно);

    • правомерность постановки данной цели в цикле или блоке уроков (если она ставится самостоятельно);
    • достижение цели на уроке ( на различных уровнях, например: на уровне ознакомления и осмысления, на уровне репродукции и использования, на уровне комбинирования и использования, и на продуктивном уровне).

2. Сопутствующие учебные цели:

    • правомерность их постановки;
    • соотнесение с основной целью;
    • достижение сопутствующих целей.

3. Сопутствующие воспитательные и развивающие цели:

    • правомерность их постановки;
    • соотнесение с их основной целью;
    • степень и уровень достижений.

4. Методическая логика урока:

    • структура урока (назвать структурные звенья);
    • обоснованность структуры урока;
    • хронометрирование урока ( его структурные компоненты) и целесообразность распределения времени;
    • целесообразность и характер проверки домашнего задания;
    • характер постановки цели для учащихся и мотивирование учащихся ( скрытые, открытые, даются учителем или выводятся учащимися, записываются на доске или в тетради для учащихся, осуществляется ли в ходе урока соотнесение промежуточных результатов с целью);
    • характер представления нового материала со стороны учителя и характер его восприятия и осмысления учащимися ( исходит ли инициатива от учителя или учеников, или является переменной, степень самостоятельности учащихся);
    • развитие навыков и умений ( запоминание и использование материала);
    • результативность урока, оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся, организация домашней работы.

5. Использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, опор ( схем, моделей, смысловых содержательных вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников ( в том числе использование технических средств обучения, доски, карточек, плакатов, опорных сигналов):

    • адекватность использованных средств основной цели урока;
    • правомерность использования средств на данном этапе урока- на этапе подачи нового материала, на этапе усвоения, контроля ( перехода к более высокому уровню овладения и использования материала, на этапе самооценки;
    • эффективность использования средств в данном классе;
    • грамотное использование и сочетание различных средств. 

6. Использование различных методических приемов:

    • адекватность данного приема цели или сопутствующим задачам;
    • обоснованность места использования данного приема;
    • эффективность использования приема.

7. Использование различных организационных форм при обучении (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная формы организации работы).

8. Содержательная логика урока, его информационная ценность. 

Разделы сайта