Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Педагогический опыт

Рекомендации по обобщению и описанию

собственного опыта педагогической деятельности,

подготовке его к представлению на квалификационном экзамене

 

Тиринова О.И., Семенович А.Г.

В Педагогическом энциклопедическом словаре находим толкование: «Опыт педагогический – это совокупность практических знаний, умений, навыков, приобретаемых педагогом в ходе повседневной учебно-воспитательной работы; основа профессионального мастерства учителя; один из источников развития педагогической науки». [  , 180]

Следовательно, под педагогическим опытом будем подразумевать систему методов, приемов и средств обучения, разработанных самим педагогом или заимствованных, которые эффективно применяются  им в образовательном процессе и направлены на решение актуальных проблем преподавания учебных предметов. Педагогический опыт – это своего рода самопрезентация педагога, самые яркие достижения в профессиональной деятельности, итог педагогической работы на сегодня.

При регистрации перед экзаменом учитель сдает бумажный и электронный варианты своего опыта, который в ходе экзамена оценивается членами квалификационной комиссии. Опыт педагогической деятельности составляется самим педагогом. Материалы должны содержать описание системы работы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности  и эффективности опыта при решении педагогических задач.

Прежде, чем приступать к обобщению и описанию своего опыта, педагогу следует проанализировать свою профессиональную деятельность и определить:

  • что он умеет делать лучше, чем другие (предмет деятельности).
  • для чего он это делает (с какой целью), 
  • как он это делает (формы, методы, приемы, средства деятельности),
  • какой результат  после этой работы получается.

Для этого необходимо вспомнить о своих достижениях, методических открытиях, собрать воедино наработанный материал, навести порядок во всем этом, обдумать логику подачи материала при описании опыта.

Профессиональное мастерство педагога ярче всего проявляется на уроке, поэтому и представленный на экзамене педагогический опыт должен касаться именно процесса обучения. В ходе экзамена учителям необходимо смоделировать урок  и отразить  в нем основные положения педагогического опыта. Удачно представить собственный опыт педагогической деятельности в модели урока можно только в том случае, если он непосредственно связан с учебным процессом. В опыте может быть представлена собственная дидактическая система преподавания учебного предмета, новые подходы к управлению образовательным процессом, сочетание собственных и известных методов, приемов и средств обучения.

Материальным результатом обобщения педагогического опыта являются  практические разработки учителя, которые обеспечивают получение качественного результата в обучении, воспитании и развитии учащихся. Это могут быть планы (конспекты, сценарии, технологические карты) уроков, задания, инструкции, алгоритмы, памятки, вопросы, схемы, методические приемы.

Многие педагоги испытывают затруднения в написании опыта, так как не имеют навыков подготовки такого рода материалов. Опыт практической деятельности учителя намного богаче, шире, интереснее, чем описанный на бумаге. И проблема не всегда в учительской скромности. Обобщение опыта - это аналитическая деятельность. Часто даже опытные, грамотные педагоги действительно испытывают затруднения   в формулировании основных идей опыта и описании секретов своего профессионального мастерства. Не всегда члены квалификационной комиссии могут высоко оценить представленный на экзамен опыт, так как педагогам не в полной мере удается определить то общее (теоретическое основание), с которым они соотносят собственный опыт, обобщить и систематизировать интересные методические находки, а в дальнейшем грамотно их описать. Едва столкнувшись с трудностями при оформлении своих мыслей на бумаге, педагоги часто переходят на  цитаты, используют чужие мысли из  готовых рефератов, конспектов уроков, методических выступлений, которые отыскивают в Интернете. Написанная работа должна быть максимально авторской и показывать подход конкретного педагога к решению профессиональных затруднений. Описывать опыт надо таким образом, чтобы заинтересовать своих коллег и привлечь внимание других учителей.

В помощь учителям предлагаем рекомендации по обобщению, описанию и представлению педагогического опыта.

При описании опыта собственной педагогической деятельности рекомендуем обратить внимание на следующие моменты.

1. Тема опыта должна быть сформулирована  четко, конкретно, грамотно. Для этого педагогу необходимо определить, что выносится на защиту (использование средств, приемов, методов и т.п.) как условие, определяющее успехи в его профессиональной деятельности. Тема опыта должна отражать главное направление в содержании работы учителя. При формулировании темы необходимо ответить на вопросы: «Что я делаю? Для чего? С какой целью?». Обычно тема опыта состоит из двух частей. Одна часть отражает направление деятельности педагога, т.е. что он формирует, развивает, совершенствует, отрабатывает у своих учеников, во второй части отражаются средства, способы, пути достижения высоких результатов в обучении и развитии учащихся в указанном направлении. Например, «Приемы обучения учащихся решению нестандартных математических задач».

При формулировании темы можно использовать клише: «Использование… для…», «Приемы (методы)… как средство развития (формирования, совершенствования)…», «… как основа …» и др.

2. При описании актуальности опыта педагог может использовать следующие формулировки: «Для меня эта тема актуальна, потому что…», «Актуальность темы обусловлена …», «Работа по данному направлению позволяет решить проблему …».

В актуальности можно указать затруднения, которые встречаются в массовой практике, но успешно решаются в представленном  опыте;  раскрыть значение темы для современной системы образования, конкретного учреждения образования, класса или конкретного педагога; обозначить, кому может быть полезен данный опыт.

Инструментарием для выявления проблемы являются диагностики, анкеты, самоанализ учебных занятий, анализ работ учащихся, мониторинг и так далее.

3. Для формулировки цели следует ответить на вопрос: «Чего я хочу добиться в результате своей педагогической деятельности?».  В цели опыта должно быть указано, на формирование (совершенствование, развитие) каких способностей, качеств, знаний, умений, навыков учащихся направлен опыт; с помощью каких средств достигнут качественный результат и в какой образовательной ситуации. Если педагог создал электронное средство обучения (ЭСО), то цель его работы будет не «разработка ЭСО», а « совершенствование  каких-то знаний либо развитие у учащихся конкретных умений посредством использования данного средства». Цель должна быть диагностичной, т.е. предполагать результат, который можно измерить и определить степень достижения поставленной цели.

При формулировании  цели опыта можно рассуждать следующим образом: «Я хорошо умею (создавать и использовать дидактические пособия, обучать решению нестандартных задач, организовывать учебную деятельность учащихся, …) для того, чтобы (повышать мотивацию к изучению учебного предмета, развивать логическое мышление учащихся, формировать навык правильного осознанного чтения, …). Формулировки цели обычно начинаются с существительного, например, создание, определение, развитие, формирование, обеспечение и др.

4. Задачи, на решение которых направлен педагогический опыт, представляют собой структурные компоненты цели, последовательные действия (шаги) по ее достижению. Чтобы сформулировать задачи, следует ответить на вопрос: «Что я делаю для достижения поставленной цели?». Можно формулировать задачи в сфере деятельности педагога или в сфере деятельности учащихся, но не смешивать их между собой. Формулировки задач предлагаем начинать с глагола: организовать, выявить, проанализировать, составить, разработать, провести и др. Алгоритм рассуждения может быть следующим: «Для того, чтобы достичь поставленной цели (развитие коммуникативные умения учащихся), следует решить следующие задачи, сформулированные в сфере деятельности учащихся (сформировать умения задавать вопросы разных типов …; отработать навык структурированного монологического высказывания …; обеспечить приобретение учащимися опыта ведения диалога, аргументированного спора …); задачи, сформулированные в сфере деятельности учителя (выделить коммуникативные умения, которые необходимы выпускнику I ступени общего среднего образования …; определить условия, необходимые для развития коммуникативных умений ….; отобрать и использовать в образовательной практике … методы, которые способствуют  формированию коммуникативных умений …, оценить эффективность …).

5. Ведущая идея опыта – это в чем состоит замысел педагога. Это  мысль о том, как преобразовать действительность в желаемом направлении, сформулированная несколькими предложениями. Для формулировки идеи необходимо ответить на один из вопросов:

  • «Что самое главное (наиболее существенное) нужно сделать, чтобы цель была достигнута?»;
  • «Как необходимо преобразовать определенный компонент образовательного процесса, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?»;
  • «Какие средства необходимы для разрешения проблемы? Что необходимо разработать? Что изменить в уроке?».

6. Для описания опыта необходимо развёрнуто ответить на вопросы:

1) «Что у меня получается лучше всего?».

Например, я умею хорошо (у меня хорошо получается):

  • обучать решению текстовых задач, выразительному чтению, рефлексивной деятельности учащихся,
  • организовывать активную познавательную деятельность, парную и  групповую работу,  обобщение и систематизацию материала,
  • применять активные, интерактивные, эвристические методы обучения,
  • учить пониманию текста,  работать с текстом,
  • создавать собственные задания для контроля результатов учебной деятельности учащихся, опорные схемы, модели, учебные проблемные ситуации на уроке,
  • использовать художественные средства на уроке, информационно-коммуникационные технологии,
  • создавать и использовать электронные образовательные ресурсы и т.д.

2) «На какие теории, концепции, научные подходы я опираюсь в своей работе?» (очень кратко, 1-2 абзаца с указанием авторов).

Это теоретическое обоснование, в котором следует указать, какие научные идеи лежат в основе опыта, какие методы, приемы, средства, взятые из литературы, педагог использует в своей практике. Раскрывать в опыте надо только те положения, подходы, стратегии, методы и приемы, которые используются в данной работе, а не все существующие в педагогике и методике.

3) «Что сделано лично мной? Каким образом я преломляю теорию в своей практической деятельности?».

4) «Что конкретно я изменил в образовательном процессе – содержание, методы опроса, объяснения, контроля знаний и т.п., формы организации учебной деятельности учащихся, средства для отработки навыков, совершенствования запоминания и т.п.?» (конкретные примеры заданий, методов и приёмов, форм работы).

5) «В какой системе можно представить мой опыт:

  • система  работы с 1 по 4 классы;
  • система уроков по изучению одного раздела учебной программы; 
  • система работы на уроке определенного типа;
  • система заданий по учебной теме или др.?»

Классификацию (систематизацию) предлагаемых педагогом нововведений можно сделать в форме таблицы, схемы, модели, в которой будут представлены структурные компоненты опыта. Например, методические приемы, направленные на развитие различных умений, и целевое их использование на различных этапах урока. Описывать систему лучше в логике «от общего к частному».

6) «Какие этапы можно выделить в моей работе?».

Порядок изложения материала в опыте может быть подчинён заявленным задачам, т.е. можно описывать, как решалась каждая задача, в какой последовательности действовал педагог, какой материал подбирал (ссылка на авторов) или разрабатывал сам, как организовывал деятельность учащихся. В подтверждение приводятся конкретные примеры и факты (уроки, фрагменты уроков, варианты заданий, методических приемов), которые можно включать как в основной текст, так и давать в приложении.

7. Результаты опыта – это зеркальное отражение целей. В работе педагогу самому необходимо разработать критерии и показатели результативности своего педагогического опыта, представить убедительные доказательства его эффективности.

Для описания результативности необходимо ответить на вопросы:

  • Как можно доказать результативность моего опыта?
  • Какие результаты получены в итоге моей деятельности? Какие из них напрямую связаны с темой моего опыта?
  • Удалось ли мне достигнуть поставленной цели?
  • По каким показателям можно судить о достижении желаемого результата?
  • Какие конкретные примеры можно привести в качестве подтверждения полученных результатов?

Критерии результативности следует выводить из поставленной цели и задач (умения ориентироваться в ситуации общения, задавать вопросы разных типов и отвечать на них, планировать содержание высказывания, реализовывать намеченный план написания сочинения, составлять предложения по теме и сюжетным картинкам, выбирать языковые средства с учетом задачи речи, адресата, условий общения, основной мысли и содержания текста, руководствоваться нормами речевого поведения и др.) либо из структурных компонентов описываемого направления деятельности (сформированный познавательный интерес к изучению учебного предмета проявляется: в наличии у школьника познавательных мотивов, потребности получать и применять полученные  знания на уроке и в жизненных ситуациях, умения самостоятельно преодолевать возникающие трудности в процессе учения, положительного отношения к любому виду учебного сотрудничества и др.).

Показатели следует указывать в виде конкретных, измеряемых результатов (количество учащихся, которые положительно относятся к учебному сотрудничеству, умеют самостоятельно решать возникающие проблемы, умеющих планировать и структурированность высказывания;  формы организации учебной деятельности, которым учащиеся отдают предпочтение; любимые занятия на уроке; время, за которое все дети справляются с заданием; количество правильно написанных слов; количество задач, решаемых за определенное время и его прирост у каждого ученика; уменьшение количества орфографических ошибок в сходной ситуации; и т.п.). Также в опытеследует привести методику подсчетов результатов, указать условия, которые позитивно или негативно влияют на результативность. Главное, чтобы критерии и показатели соответствовали теме и цели опыта.

8. Заключение. Перспективы развития опыта

В заключительной части даём ответы на вопросы:

1) Доволен ли я полученным результатом? Всё ли у меня получилось?

2) Нужно ли менять какой-либо аспект моей деятельности в дальнейшем? Что бы я изменил?

3) Что ещё можно сделать для повышения эффективности моей работы в данном направлении?

4) Можно ли мой опыт рекомендовать в качестве образца другим педагогам? Что я могу им посоветовать? На что необходимо обратить особое внимание?

5) Нужны ли особые условия для того, чтобы такой же положительный результат смогли получить мои коллеги? Какие именно условия необходимо создать?

9. Приложение может включать конспекты уроков или технологические карты по теме опыта, примеры заданий, карточек; инструментарий для определения результативности опыта (методики, анкеты, срезы); таблицы, диаграммы с данными, подтверждающими эффективность опыта; список публикаций автора по теме опыта.

10. Педагогу необходимо выбрать стиль изложения материала в работе. Писать надо от первого лица (мною создана и апробирована…, я разработала…, мне удалось…) понятным другим языком. Проще всего представить, что готовится текст выступления (презентация своего опыта) перед коллегами на методическом мероприятии. С описанием педагогического опытам будут знакомиться не только члены квалификационной комиссии, но и коллеги (удачный опыт размещается на сайтах, публикуется в научно-методических журналах). В работе следует четко указывать авторство предлагаемых классификаций, определений, мнений, высказываний,   точно использовать терминологию, аккуратно выполнять цитирование первоисточников.

11. Осуществите самооценку описание опыта своей педагогической деятельности с помощью критериев, прописанных в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист», которые размещены на сайте Академии последипломного образования. Этими критериями пользуются и члены квалификационной комиссии при оценке  опыта педагогов.

 

Типичные ошибки, которые допускают педагоги при обобщении и описании собственного опыта педагогической деятельности

1. Педагоги выбирают для своего опыта:

  • очень широкую тему  (например, «Формирование и совершенствование навыка чтения у младших школьников»),
  • очень узкую тему (например, «Выкарыстаннедыдактычныхгульняў для развіццяпазнавальнайцікавасці на ўрокахматэматыкі ў 1 класепрывывучэнніраздзела  “Адназначныялікі”»),
  • тему, в которой указаны не взаимосвязанные понятия (например, «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения посредством использования методов и приёмов технологии развития критического мышления»),
  • тему, которая требует раскрытия многих направлений.

2. При описании актуальности опыта педагоги представляют  отрицательный опыт собственной деятельности.

3. Цель и задачи опыта полностью либо частично не соответствуют теме. Например,

Тема «Использование уровневой дифференциации на уроках русского языка для повышения качества знаний младших школьников».

Цель: создание оптимальных условий на уроках русского языка посредством использования уровневой дифференциациидля повышения качества знаний младших школьников.

Задачи:

  • Создать  условия для психологического комфорта учащихся на уроках, снижения тревожности.
  • Формировать адекватную самооценку учащихся  путём использования карточек  с разноуровневыми заданиями.
  • Повысить уровень обучаемости,  обученности, качества знаний учащихся  посредством  организации  уроков русского языка на  основе уровневой дифференциации.

4. Цель педагогического опыта шире либо уже заявленной темы.

5. Учителя, пользуясь различными работами из Интернета, начинают путать практический опыт с научным исследованием, выдумывают гипотезу, методы исследования, эксперимент, т.е. то, чего не проводили. И, как следствие этого, формулируют задачи по экспериментальной или опытно-экспериментальной работе («проверить в ходе эксперимента», «провести эксперимент» и т.п.). Иногда путают понятия «собственный опыт педагогической деятельности» и «инновационный проект, который реализует учреждение образования», и прописывают этапы и результаты реализации проекта. В отдельных случаях опыт подменяется теоретическим рефератом по заявленной теме либо отчетом по теме самообразования. Тогда некоторые задачи характеризуют не этап обобщения опыта, а его становления – самообразования («изучить учебно-методическую литературу», «познакомиться с опытом коллег» и т.п.).

6. Ведущая идея опыта не раскрывается педагогами в последующем содержании деятельности, часто не связана с темой и целью.

7. Обобщение опыта подменяется описанием плана деятельности педагога.

8. Опыт раскрывает процесс формирования или развития «смежных» понятий («орфографическая зоркость» подменяется «орфографическим навыком», «познавательная деятельность» - «познавательным интересом»).

9. Педагог не находит истинной основы для обобщения опыта.

10. При обобщении опыта происходит углубление в детали. Отсутствует система в представлении отдельных приёмов работы.

11. Научные термины используются  в работе без понимания их сути.

12. Описывается в опыте не существующее в реальной практике учителя, а желаемое.

13. Результаты опыта не отражают того явления, о котором шла речь в работе (формировали выразительность чтения, а проверяли беглость), часто подменяются общими результатами учебной деятельности учащихся (даются таблицы, диаграммы успеваемости учащихся по учебному предмету).

 

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности:

  • Объем основного текста работы составляет 10-12 страниц, включая список литературы и титульный лист, но без приложения;
  • приложение к работе - до 10 страниц;
  • страницы нумеруются внизу справа, первый лист (титульный) не нумеруется;
  • со второй страницы идет основной текст, в котором, можно выделить структурные разделы (главы), а можно писать как статью без выделения структурных частей;
  • шрифт – TimesNewRoman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5;
  • параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2;
  • текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур;
  • материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе;
  • делать в тексте ссылки на литературу надо в конце предложений, например: [2, с.35];
  • литература оформляется согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестационного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4 http://vak.org.by/. В списке литературы указывать только те источники, на которые есть ссылки в основном тексте.

 

Литература

1. Богачева, И. В. Методические рекомендации о порядке проведения квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогическими работниками на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» / И. В. Богачева, И. В. Федоров. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/kvex_att.pdf.

2. Программа квалификационного экзамена при прохождении аттестации педагогического работника на присвоение высшей квалификационной категории.  Направление деятельности — учитель начальных классов. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_nach.pdf.

3. Требования к представлению педагогического опыта на квалификационный экзамен. – Режим доступа: http://www.academy.edu.by/files/KwEx_trebov.pdf.

Образцы представления педагогического опытаСмотреть

Разделы сайта