Алгоритм подготовки к уроку
Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку.
Для эффективности проведения урока необходимо:
1. Определить и сформулировать тему урока.
2. Определить место данного урока в системе уроков.
3. Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся.
Элементарные требования к рабочему плану урока:
1. Определить тип и вид урока.
2. Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.
3. Выделить этапы урока и определить для них примерное время.
4. Поставить задачи к каждому этапу.
5. Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с ритма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «слабые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).
6. Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффективности каждого метода.
7. Подготовить наглядность или ТСО.
8. Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.
9. Домашнее задание должно быть в обязательном порядке дифференцированным.
Примечание. Не забыть о форме (приеме) благодарности учащихся за совместную деятельность на уроке.
Алгоритм здоровьесберегающих технологий
Здоровьесбережение детей в значительной мере зависит от организации учебного процесса. Основной структурной единицей учебной работы является урок, от построения которого зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Гигиенические критерии оценки организации урока
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ,
ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОК
|
УРОВНИ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ УРОКА
|
РАЦИОНАЛЬНЫЙ
|
НЕДОСТАТОЧНО РАЦИОНАЛЬНЫЙ
|
НЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ
|
1. Плотность урока
|
Не менее 60 % и не более 75-80%
|
85-90%
|
Более 90 %
|
2. Количество видов учебной деятельности
|
4-7
|
2-3
|
1-2
|
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности
|
Не более 10 мин
|
11 — 15 мин
|
Более 15 мин
|
4.Частота чередования различных видов учебной деятельности
|
не позже чем через 7 —10 мин
|
Смена через 11 — 15 мин
|
Смена через 15 — 20 мин
|
5. Количество используемых методов преподавания
|
Не менее 3
|
2
|
1
|
6. Чередование методов и приемов преподавания
|
Не позже чем
через 10 — 15 мин
|
Через 15 — 20 мин
|
Не чередуются
|
7.Наличие эмоциональных разрядок
|
2-3
|
1
|
Нет
|
8.Место и длительность применения ТСО
|
В соответствии с гигиеническими нормами
|
С частичным соблюдением гигиенических норм
|
В произвольной форме
|
9. Чередование
|
Поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель контролирует посадку учащихся
|
Имеются случаи несоответствия позы виду работы, учитель иногда контролирует посадку
учащихся
|
Несоответствие позы виду работы у большинства учащихся, поза учителем не контролируется
|
10. Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток
|
На 20 и 35 мин урока по 1 мин из 3 легких упражнений с 3—4 повторениями каждого
|
физкультминутка, содержание или продолжительность которой не соответствует нормам
|
Отсутствуют
|
11. Психологический климат
|
Преобладают положительные эмоции
|
Имеются случаи отрицательных эмоций, урок эмоционально индифферентный
|
Преобладают отрицательные эмоции
|
12. Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности
|
Не ранее 40 мин
|
Не ранее 35 — 37 мин
|
До 30 мин
|