Популярный методический ликбез
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Ш. Монтескье
Алгоритм — простейшая схема последовательности восприятия сложного материала.
Глоссарий — собрание глосс (непонятных слов и выражений) с толкованием или переводом на другой язык.
Детерминизация — закономерности и причинные обусловленности событий и явлений.
Дифференциация — принятие во внимание различия учащихся, создание разных условий обучения и предоставление разного времени на выполнение задач.
Здоровьесбережение — деятельность учителя, направленная на сохранение положительного физического и психического функционального состояния школьника в процессе учебной деятельности.
Индивидуализация — обучение не в соответствии с требованиями учебных программ, а в соответствии с возможностями и потребностями личности.
Модульное обучение — взаимосвязь, взаимодействие и взаимообусловленность или системный, деятельностный, рефлексивный и синергетический подходы в обучении.
Мотивация — деятельность, направленная на активизацию, побуждение эффективно работать, или внутренний мотор, который движет человеком, стимулирует к достижению целей или же избежанию проблем.
Педагогическая технология — это организационно-методический инструментарий педпроцесса, продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Плотность урока — суммарное время, затраченное на уроке на учебную деятельность одного учащегося.
Реформа — это смещение центра внимания, открытие правильного курса, комплекс мероприятий для более высокой квалификации, стандартов (реформа должна произойти вначале в сознании).
Синергетика — область научных исследований, целью которых является выявление общих закономерностей в процессах образования, устойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространственных структур в сложных неравновесных системах различной природы (физика, химия, биология, экология).
Структура урока — совокупность этапов урока.
Технология — система последовательных действий, обеспечивающая в определенных условиях конкретный, гарантированный результат.
Цель урока — запрограммированный учителем результат в совместной деятельности с учащимися.
КАК ПОСТРОИТЬ УРОК ЭФФЕКТИВНО
Творческий педагог — это педагог, способный преобразовываться, способный создавать вокруг себя новое, производительная активность которого на каждом новом этапе становится совершенней и эффективней.
Жизнь сегодня ставит перед человеком множество нестандартных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффектом определяет его благополучие.
На практике мы часто сталкиваемся с людьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, а то и вообще не ставят их перед собой, пасуют перед трудностями, не воспринимают новое или воспринимают его под «давлением сверху» и поэтому обречены на неуспех.
Такой типаж людей нельзя относить только к современности. Люди такого типа сохраняются десятилетиями, чувствуют себя дискомфортно от непризнания, неудач и неуспеха. Они же создают дискомфорт и окружающим.
Приведем для примера сказку В. Сухомлинского «Горделивая спица»:
Быстро ехала по дороге телега. Вращались колеса, а в них одна за другой торопились спицы. Они двигались дружно и были очень довольны, что колеса вращаются.
Только одна спица была недовольна. Она считала себя первой, а ей казалось, что ее почему-то поставили позади остальных.
— Я самая лучшая, — сказала она, — почему же я вдруг сзади?
Другие спицы молчали.
Горделивая спица так расходилась, что от злости лопнула и выпала из колеса.
Но и без одной спицы колесо вращалось. Когда же телега остановилась на ночлег, хозяин увидел, что не хватает одной спицы. Вместо нее он поставил новую.
Утром спицы снова завертелись, и телега поехала дальше.
В современных динамичных условиях жесткой конкуренции на педагогическом рынке труда ничего другого не остается, как познавать основы высоких достижений в труде, развивать личностные качества, являющиеся базой для успеха в конкурентном соперничестве.
Несомненно, наиболее «выигрышным» может быть только тот, кто способен ориентироваться в большом объеме информации, умеет ее
поглощать, объективно оценивать обстановку, имеет потребность в достижениях и разумные притязания, а также адекватную самооценку.
Учитель, который стремится стать мастером, довести свою деятельность до совершенства как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика, учитель, добивающийся эффективности в своей деятельности не за счет авторитарной педагогики, а за счет ориентации на успех и достижения сравнительно высокого результата, всегда будет признан и востребован.
Говоря словами М. Скаткина, что урок — «клеточка» педагогического процесса, и в нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, попытаемся доказать, что эффективный урок — основа результативности учебно-воспитательного процесса и успеха учителя.
Как построить урок эффективно? Как добиться результата? Как привести к результату других? Как стать успешным самому и как обеспечить успех учащимся? Об этом и другом простейшими тезисами, алгоритмами, схемами.
Без чего нельзя повысить эффективность урока?
Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
М. Скаткин
Урок — это видимая часть работы учителя. И даже если уроки не часто посещают директор, заместитель директора, коллеги, эффективность работы учителя как на ладони — она в статистических результатах, в отношении учащихся к предмету и к самому учителю, в отзывах родителей, в «портрете» воспитанника. Уроку предшествует большая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения, анализа и самоанализа.
Главные взаимосвязанные компоненты учебной деятельности на уроке - это:
1) знание объекта воздействия (знание возрастных особенностей детей, их физиологического, психического и интеллектуального уровня развития);
2) уход от консервативных методов обучения и воздействия на учащихся, изучение, овладение и внедрение новых методов и технологий обучения;
3) знание законов научной организации труда как учителя, так и учащихся;
4) осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к учебной деятельности учащихся одного класса.
Необходимо помнить, что:
1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2) теми и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
3) необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта;
4) учебная деятельность на уроке должна быть управляемой — большую часть урока активно работают сами учащиеся;
5) здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат.
Простейшие обязательные требования к организации урока:
- четко сформулировать цель урока;
- поставить конкретные задачи на каждом этапе урока;
- ознакомить с планом подачи нового материала;
- записать основные положения излагаемого материала (т. е. составить опорный конспект); графически изобразить на доске или на наглядной таблице сложные понятия;
- четко выделить опорные знания;
- при подаче нового материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух;
- предусмотреть как самостоятельное рассмотрение поставленных задач, так и комментирование «трудных» понятий.
Новые подходы к обучению
Урок всему начало, всего и итог.
ТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ
|
|
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
|
Подготовить образованного человека
|
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
|
Подготовить высокообразованную личность, способную думать самостоятельно и самостоятельно приобретать знания
|
Сформировать
у учащихся знания
умения и навыки
(ЗУН)
|
ОБОБЩАЮЩИЕ
(ДИДИКТИЧЕСКИЕ)ЦЕЛИ
|
Научить применять знания,
рассуждать, высказывать
свои мысли, обобщать, делать
выводы, т. е. (ЗУН +
+ культура изложения)
|
Обучающий
|
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ
|
Развивающий
|
Информационно-рецептивный,
репродуктивный, проблемный
|
ДОМИНИРУЮЩИЕ
МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ
|
Проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный,информационно-рецептивный
|
Фронтальная, индивидуальная
|
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Парная (в парах), в малых группах, индивидуальная, фронтальная
|
Критерии личностно-ориентированного урока
Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.
М. Скаткин
Признаки определения личностно-ориентированного урока:
- План проведения урока с учетом уровня развития учащихся конкретного класса.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока (давать целевую установку).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму подачи материала, ответа (словесную, графическую, условно символическую, письменную и т. д.). Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному применению различных способов выполнения заданий.
- Обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, и что сделать по-другому.
- Поощрение при опросе на уроке и правильного, и неправильного ответа ученика, а также анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности, прилежанию относительно предыдущего урока.
- В домашнем задании называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою работу при выполнении домашнего задания, что может послужить ключом в случае затруднения.
Мастером делаются не благодаря знаниям,
а благодаря практике и навыку.
Б. Энкельманн
Типы уроков
В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков:
Формирование знаний. Закрепление и совершенствование знаний. Формирование и совершенствование знаний. Формирование умений и навыков. Совершенствование знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике. Повторение и систематизация знаний. Проверка знаний. Комбинированный урок.
В зависимости от типа урока определяют следующие цели:
Усвоение новых знаний.
Усвоение умений и навыков.
Комплексное применение знаний, умений и навыков.
Обобщение и систематизация знаний.
Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков.
Развитие логического мышления.
Овладение умением применять полученные знания и навыки в новых ситуациях.
Усвоение учащимися понятий, правописаний, формулировок, теорем и т. д.
Образовательная предусматривает:
- Обеспечить и проконтролировать степень усвоения следственных понятий, входящих в содержание темы урока.
- Сформулировать (продолжать формулировать) какие-то понятия.
- Закрепить умения и навыки учебной работы (сочинения, ответы, работа с книгой, справочником, развитие чтения, письма).
- Какие основные факты, общие понятия, выводы и причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке.
- Какие новые черты в развитии общественных процессов раскрываются на уроке.
- Какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается.
- Какие умения, идеи, теории, представления формируются.
Развивающая:
- Задачи развития интеллекта, воли, эмоций и познавательных интересов.
- Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, существенное (составление схем-конспектов, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать, обобщать).
- Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоятельности в учении.
- Развитие речи учащихся, умение преодолевать трудности в учении, закалять волю, создание эмоциональных переживаний.
- Развитие мышления, речи, памяти, эмоций, интересов, способности к практике.
Воспитывающая:
- Содействие в ходе урока формированию мировоззренческих идей (материальность мира, причинно-следственные и другие явления), познавательности мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на какие-то категории...
- Ознакомление с общественно-политическими событиями, разоблачение антиобщественной пропаганды.
- 3. Трудовое воспитание, профориентационное, нравственное (патриотизм, коллективизм, гуманность, милосердие), эстетическое, физическое...
Варианты формулировки целей уроков разных типов
Посредственный учитель излагает; хороший учитель объясняет;
выдающийся учитель показывает; великий учитель вдохновляет!
Л. Толстой
ТИП УРОКА
|
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ
|
Формирование новых знаний
|
Учащиеся должны:
— иметь представление о...
— иметь общее понятие о...
— распознавать...
— понимать содержание...
— ориентироваться в причинно-следственных связях...
— уметь выявлять закономерности...
|
Формирование новых умений и навыков
|
- уметь применить знания в стандартной ситуации;
— уметь самостоятельно выполнить задание...
- уметь раскрыть способ выполнения задания...
|
Закрепление и совершенствование знаний
|
- знать конкретную информацию...
- уметь (решить, провести анализ, сформулировать)...
- уметь воспроизводить полученные знания...
|
Систематизация и обобщение учебного материала
|
— знать...
— уметь систематизировать учебный материал...
— уметь делать обобщение...
|
Проверка и оценка знаний
|
В зависимости от уровня контроля (.знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) учащиеся должны:
— уметь узнавать при внешней опоре...
— уметь воспроизводить по образцу...
— уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...
— уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию...
|
Распространенные ошибки формулирования целей урока:
- Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся..., показать, рассказать учащимся... и т. п.
- Определение учителем порядка деятельности учащихся, например: учащиеся выполняют..., решают..., знакомятся... и т. п.
- Определение учителем цели урока для себя, а не для учащихся.
- Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой.
Алгоритм анализа целей урока
Анализируя цели урока, «проверяющие» определяют:
— краткость, четкость и простоту формулировки цели;
— степень осознанности учителем цели;
— заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;
— чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся, особенностями классного коллектива и т. д.;
— какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;
— реальность достижения цели;
—соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
— отсутствие разрыва между целью и результатом.
Структура традиционного урока (или его этапы)
Не научимся работать минутами — часы не помогут.
Е. Ильин
ЭТАПЫ
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ
|
Организа-
ционный
(3 — 5 мин)
|
- Приветствие;
-как подготовлено помещение к уроку, соответствует ли гигиеническим требованиям;
-определение отсутствующих;
-проверка готовности учащихся к уроку;
- побуждение учащихся к активной деятельности
|
Эффектное и доброжелательное начало с шутки, комплимента, эпиграфа, девиза, решения проблемной ситуации
|
Проверка
домашнего
задания
(7-10 мин)
|
Выявление факта выполнения домашнего задания классом;
-выяснение причин невыполнения сложных моментов в домашнем задании;
-исправление ошибок
|
- Самопроверка по ключу;
-взаимопроверка;
-фронтальная проверка;
- программированный опрос;
-тест
|
Подготовка
учащихся
к воспри-
ятию новой
темы
(3 — 5 мин)
|
Показать логическую взаимосвязь подаваемого учебного материала с ранее изученным материалом, четко разграничить основную и дополнительную информацию;
-проверка объема и качества усвоения предыдущего взаимосвязанного материала отдельными учениками;
-проверка (или напоминание) сформированности ОУУН (общеучебных умений и навыков);
-сообщение темы изучения;
-формирование совместно с учащимися цели и задачи изучения нового материала;
-показ практической значимости новой темы, мотивация учащихся к ее усвоению;
- постановка учебной проблемы
|
Устный фронтальный опрос на уровне репродукции;
-тестирование;
-индивидуальный опрос;
-создание нестандартных ситуаций в использовании
знаний;
-дискуссия;
-адекватное целеполагание;
-проблемное задание;
-эвристический вопрос;
-выдвижение гипотезы;
-познавательная задача.
|
Подача нового материала
или усвоение новых знаний
(15-20 мин)
|
Первичное погружение в содержание темы (работа с материалом учебника, графической таблицей или планом темы);
-первичное обобщение и систематизация нового учебного материала после предварительного погружения в содержание новой темы;
-в ходе освоения нового материала обучать собственной деятельности по изучению содержания, умениям и навыкам
рационально учиться
|
Сущность обучения не в изложении материала, а
в изучении его учащимися под руководством учителя;
-методические приемы:
• объяснительно-иллюстративный;
• проблемный;
• проблемно-поисковый;
• наглядный;
— виды работы:
• беседа;
• лекция;
-групповая и коллективная организация познавательной деятельности;
-словарная работа
|
Закрепление новых знаний
(5-10 мин)
|
Закрепление знаний на уровне репродукции;
-углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий;
-закрепление в нестандартных ситуациях
|
-Тестовые задания;
-проблемные вопросы:
-дифференцированные задания;
-вопросы от противного;
-выделение главного в теме
|
Заключи-
тельный
(5-7мин)
|
-Подведение итогов урока (оценивание мотивации учащихся на уроке, прилежания, знаний, умений и навыков в целом на уроке);
-мотивирование домашнего задания;
-подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания
|
-Развернутая словесная характеристика познавательной деятельности на уроке каждого учащегося;
оценка учебных достижений в баллах;
-дифференцированные задания;
-индивидуальные задания;
-добровольные задания как воспитательное средство
|
Примечания:
- Домашнее задание не должно копировать содержание работы на уроке, оно должно быть проблемно-поисковым, с обязательным ознакомлением С дополнительной информацией.
- Отметки выставляются в дневник до звонка, так как перерыв — личное время учащегося.
Организационная и заключительная части урока не менее важны, чем основная часть урока — именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.
Примерные схемы уроков в зависимости от их типов
Схема урока усвоения нового материала:
— организационный этап;
— этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
— этап освоения новых знаний;
— этап закрепления новых знаний;
— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Схема урока закрепления изученного материала:
— организационный этап;
— этап подготовки учащихся к закреплению полученных знаний;
— этап закрепления знаний;
— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Схема урока повторения:
— организационный этап;
— этап подготовки учащихся к повторению приобретенных знаний;
— этап повторения;
— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Урок систематизации и обобщения изученного материала:
— организационный этап;
— этап подготовки учащихся к составлению (повторению) алгоритмов, опорных схем, таблиц, тезисов и т. п.;
— этап обобщения и систематизации изученного;
— этап информирования учащихся о домашнем задании и комментирование порядка его выполнения.
Урок проверки и оценки знаний:
— организационный этап;
— этап подготовки учащихся к проверке знаний;
— этап всесторонней проверки знаний;
— этап информирования учащихся о домашнем задании, которое должно носить проблемно-поисковый характер.
Алгоритм подготовки к уроку
Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку.
Для эффективности проведения урока необходимо:
- Определить и сформулировать тему урока.
- Определить место данного урока в системе уроков.
- Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся.
Элементарные требования к рабочему плану урока:
- Определить тип и вид урока.
- Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.
- Выделить этапы урока и определить для них примерное время.
- Поставить задачи к каждому этапу.
- Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с ритма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «слабые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).
- Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффективности каждого метода.
- Подготовить наглядность или ТСО.
- Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.
- Домашнее задание должно быть в обязательном порядке дифференцированным.
Примечание. Не забыть о форме (приеме) благодарности учащихся за совместную деятельность на уроке.
Сходить на урок к самому себе
Анализируя результаты проведенного урока (без анализа нельзя построить следующий урок эффективно), необходимо обратить особое внимание на следующие критерии:
- Доступность ознакомления учащихся с темой, планом и конкретными задачами урока.
- Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные и неудачные моменты на уроке.
- Рациональность развития познавательной активности учащихся; использование на уроке активных методов, самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности; интенсивность (плотность) деятельности учащихся на уроке.
- Результативность использования новых прогрессивных подходов и методических приемов (изучение материала крупными блоками, опорные сигналы и алгоритмы, прием опережения и т. п.).
- Оптимальность привития учащимся умений учебного труда.
- Степень самостоятельной работы учащихся, их умение применять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала.
- Воспитательная эффективность организации работы учащихся на уроке.
- Оптимальность форм и методов проверки знаний учащихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; квалифицированность и объективность оценки знаний, умений и навыков учащихся; сочетание текущего и тематического учета знаний.
- Эффективность использования наглядности и ТСО, приемы индивидуального обучения, раздаточный дидактический материал, организация групповой работы.
- Рациональность распределения и использования учебного времени согласно этапам урока.
- Восприятие учащимися содержания, дозировки и методики подачи домашнего задания, его индивидуализации и дифференциации.
- Соблюдение требований речевого и орфографического режима.
- Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и этических требований к уроку (чистота, освещенность, проветренность помещения, рассадка учащихся, их внешний вид и эмоциональное (физическое) состояние).
- Учет индивидуальных особенностей учащихся и особенностей конкретного классного коллектива.
- Создание благоприятного микроклимата на уроке, положительного стиля взаимоотношений с учащимися.
Психологическая оценка урока:
- Уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок).
- Соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления.
- Соотношение монологического, диалогического общения между учителем и детьми па уроке.
- Темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту учащихся класса.
- Соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
- Оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, визуальный, кинестетический).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- Наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми («над», «рядом», «вместе»).
- Преобладающее настроение.
- Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником.
- Способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность).
- Соотношение индивидуального и группового общения на уроке.
- Способность к делегированию полномочий учащимся.
- Умение учащихся слушать.
- Индивидуализация и дифференциация учебной работы с учащимися.
- Стимулирование понимания и запоминания, самостоятельности мышления.
- Работа по формированию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.).
- Соотношение принуждения и приглашения в способах организации учебной работы.
- Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций.
- Увлеченность излагаемым материалом.
- Индивидуальная манера поведения учителя соответственно его темпераменту.
- Внешний облик учителя (поза, мимика, одежда, прическа, чувство вкуса).
Критерии методической оценки качества урока
Педмастерство — умение использовать опыт других применительно к условиям собственной деятельности.
Я. Кухарев
- Обоснование цели урока.
- Использованные методы и приемы обучения, обеспечивающие:
— оригинальное начало урока;"
— целенаправленный опрос учащихся;
— продуманное объяснение материала;
— организация самостоятельной работы учащихся;
— индивидуальный и дифференцированный подходы на уроке;
— проблемно-ситуативный подход; ,— организация домашнего задания.
- Формы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие:
— сотрудничество учителя и учащихся;
— сотрудничество между учащимися;
— включение каждого учащегося в деятельность по достижению целей;
— контроль и самоконтроль на уроке.
- Уровень формирования знаний:
— алгоритмический;
— эвристический;
— творческий.
- Психолого-педагогические критерии урока, обеспечивающие:
— ситуации успеха;
— достаточность информации для «сильных» и доступность для «слабых» учащихся;
— «гибкость» учителя на уроке, его доброжелательность и требовательность;
— умение мобилизовать учащихся, сконцентрировать их внимание.
- Рефлексия:
— наделение учащихся функциями учителя;
— осознание себя (оценка и самооценка);
— достижение цели.
Успешная организация учебной деятельности немыслима без знаний принципа мотивации учения, выбора оптимального варианта обучения. Знание методологии творческого подхода к педагогическому процессу позволяет учителю научно обоснованно анализировать и прогнозировать свою работу — условие, без которого невозможен путь к педагогическому мастерству.
При всем при этом на пути к секретам педагогического мастерства учителю никогда не следует забывать педагогическую заповедь: критерием прогрессивности образования является внимание к ученику, забота об ученике, любовь к ученику. Учитель был, есть и остается центральной фигурой эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса.
Следует помнить высказывание С. Соловейчика: «Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: вхорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст».
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ АЛГОРИТМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
В оценке зачастую мало педагогики, но много власти.
Б. Ильин
Педагоги старшего поколения, возможно, помнят картину Ф. Решетникова «Опять двойка» (1952), репродукции которой были приведены в учебниках русского языка 60 —80-х гг.
Кажется, прямо с полотна рвутся укоряющие мысли матери, огорченной очередной «двойкой» сына: «Что же ты снова меня огорчил? И что же делать?».
Проблема оценивания результатов учебной деятельности учащихся актуальна и в настоящее время.
Основанием для этого утверждения являются обращения родителей, апеллирующих на выставленную отметку, результаты социологических опросов учащихся по удовлетворенности оцениванием знаний.
Анализ работы учителей по применению контрольно-оценочной системы в учебном процессе показывает, что у некоторых педагогов отметка искажает учебную мотивацию учащихся; зачастую таит в себе оттенок, травмирующий эмоциональное состояние детей; вызывает сомнение по поводу объективности отслеживания динамики учебной успешности ученика; искажает отношение ученика с учителем, родителями, самим собой; повышает тревожность участников учебного процесса.
Как всем известно, в 2002 г. Министерством образования Республики Беларусь была введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования. Основными целями ее введения стали:
1) повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности учащихся и ее результатов;
2) обеспечение социальной защищенности личности учащегося;
3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достижений учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;
4) создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применяемой при разноуровневом обучении;
5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оценивании учебных достижений учащихся и др.
Министерством образования Республики Беларусь и Национальным институтом образования Республики Беларусь была проведена огромная работа по доведению сути новой контрольно-оценочной системы оценивания до сведения тех, кто призван был ее внедрять (рядового учителя, руководителей учреждений образования, их заместителей, методистов), а также были предложены многочисленные методические рекомендации, положения, инструкции, статьи и письма, разъясняющие, как пользоваться новой системой оценивания.
Казалось бы, глубоко продуманная новационная система оценивания знаний должна была бы снять проблемы неудовлетворенности учащихся и их родителей отметками, а также уменьшить зависимость учащихся от учителя. Но на практике этого не случилось.
Проблема мотивации учебной деятельности учащихся сохраняет свою актуальность.
Зачастую ее рассматривают лишь как проблему отсутствия познавательного интереса у учащихся, проблему их лености, отсутствия ответственности за конечный результат учебы, неосознание прямой взаимосвязи учебной деятельности и успешности в будущем.
Известно, учебный процесс - это деятельность двусторонняя: ее участниками являются как учащиеся, так и учителя, а точнее всего трехсторонняя - роль и заинтересованность родителей в учебных результатах детей велика.
Но за многовековую историю развития педагогики барьер между этими участниками учебного процесса так и не удалось полностью ликвидировать. Учителя винят учащихся, учащиеся не довольны учителями, родители, огорченные отсутствием взаимопонимания между ребенком и учителем, постепенно отдаляются от школы.
И нельзя не признать педагогический субъективизм, проявляемый в контрольно-оценочной системе, находящейся в распоряжении педагога и только педагога.
Нельзя не признать и то, что не все педагоги с помощью оценки умело и эффективно стимулируют учащихся к учению, влияют на личность ученика и его мотивацию в обучении. А ведь давно уже доказано, что именно под влиянием объективного оценивания у учащихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим достижениям.
Значимость оценки и разнообразие ее функций требует от педагога строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы учащиеся становились в нем полностью ответственными как за свои успехи, так и за недоработки и промахи.
Как ориентировать учащихся на положительную мотивацию в учебном процессе? Как укреплять их веру в свои возможности и формировать положительное стремление к успеху? Как препятствовать развитию страха, эмоциональной дискомфортности у учащихся при оценке их знаний и умений учителем? Как преодолевать сопротивление многих учащихся и их родителей осознанию ценности знаний, а не отметки. И, наконец-то, оценка и отметка — одни и те же понятия в оценивании учебных достижений учащихся?
Об этом и другом методический ликбез в тезисах, схемах, таблицах, алгоритмах и изречениях.
Значение и функция оценки
Контроль — не констатация факта знания или незнания учебного материала, а вскрытие причин существующих пробелов в знаниях и принятие мер по их устранению.
Что же оценивать?
Учеба становится интересной прежде всего тогда, когда ребенок выражает себя в интеллектуальной работе, видит результаты своего творчества, своих усилий.
В. Сухомлинсхий
Об отметке и об оценке
Оценка знаний не должна препятствовать развитию у учащихся ценностного отношения к знаниям.
М. Скаткин
Функции 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся
Контролирующая функция позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствует учебная деятельность учащегося и класса в целом при тематическом и итоговом контроле, а при текущем оценивании — учитывать проявление индивидуальных качеств и личностного отношения к усваиваемому учебному материалу, процессу учебной деятельности. Данная функция связана с определением учителем путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стандартов и учебных программ в условиях разноуровневого обучения.
Образовательная функция в условиях применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использование разнообразных методов и средств оценивания учебных достижений учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не только активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки, поскольку в учебной и оценочной деятельности применяются индивидуально-групповые эталоны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии с его возможностями.
Стимулирующая функция заключается в феномене положительного оценивания «вложенного труда», фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения (который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно установленному уровню учебной деятельности. Учет проявления индивидуальных качеств и свойств личности при этом «снимает» состояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.
Диагностическая функция заключается в анализе учебных достижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной деятельности, предоставлении свободы выбора как уровня усвоения учебного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по
уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.
Социальная функция предполагает, что объективная оценка учебных достижений учащихся способствует достижению определенного уровня образования, востребованного обществом и государством, предопределенного образовательными стандартами. Оценивание достижений обучающихся, а не их недостатков, уровневая градация отметок от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктивного) обеспечивают дифференцированный подход к оценке процесса и результатов учебного труда учащихся.
Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
Эффективное оценивание приводит к повышению качества образования.
УРОВНИ
|
БАЛЛЫ
|
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ
|
|
0
|
Отсутствие ответа или отказ от ответа
|
1. Низкий (рецептивный)
|
1
|
Узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету
|
2
|
Узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний; проявление волевых усилий и мотивации учения
|
2.Удовлетворитель-ный (рецептивно-
репродуктивный)
|
3
|
Неполное воспроизведение программного учебного материал на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок;
затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений;
ситуативное проявление ответственности, самокритичности
|
4
|
Освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах;
затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков;
проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий и т. п.
|
3.Средний (репродуктивно-продуктивный)
|
5
|
Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками;
затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков;
заинтересованность в учении и достижении результата
|
6
|
Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству
|
4.Достаточный (продуктивный)
|
7
|
Владение программным учебным материалом, в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков; проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т. п.
|
8
|
Владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определенного опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.
|
5.Высокий (продуктивный, творческий)
|
9
|
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции
|
10
|
Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремленности, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению
|
Алгоритм оценивания учебных достижений учащихся по примерной формулировке вопросов и заданий
Если вы владеете знаниями, то дайте зажечь от них свои светильники знаний другим.
Т. Фуллер
Низкий уровень обученности — деятельность пассивная (узнает, выделяет, подчеркивает, выбирает, показывает).
Удовлетворительный уровень — деятельность активная (отвечает сам, воспроизводит в памяти, но не доучил).
Средний уровень — осознанно воспроизводит материал, мышление репродуктивное (ответ полный, правильный, понимает, что говорит, заменяет слова на синонимы).
Достаточный конструктивный уровень — умеет выбирать (сравнивает, обосновывает, делает выводы, указывает причины, объясняет, конкретизирует).
Высокий уровень - творческий характер деятельности (выполняет умственные операции, которым его не учили, прогнозирует, моделирует, доказывает, оценивает логику, перестраивает, применяет знания в новой ситуации).
Алгоритм тематического учета знаний учащихся
Тематический учет стимулирует отношение учащихся к учению, воспитывает ответственность в учебном труде.
Такой подход к тематическому учету устраняет элементы стихийности в контроле за качеством обучения; создает возможность приблизить проверку к системе изучения программного материала в полном объеме; содействует повышению объективности знаний, умений и навыков; помогает более целенаправленно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения; способствует выявлению знаний по каждой конкретной теме учебного курса; усиливает концентрацию внимания на главном И наиболее существенном; повышает чувство ответственности и дисциплинированности школьников.
Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся
Оценка знаний призвана выявить уровень развития обучающихся, включая их индивидуальные качества и личностные свойства.
М. Скаткин
1 — по всем предметам всю первую четверть в 5-х классах;
2 — всю первую четверть во всех классах в начале изучения нового предмета;
3 — всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;
4 — в первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам;
5 — на первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам;
6 — в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам;
7 — на следующий урок после отсутствия учащегося в классе;
8 — во время кратковременной замены основного учителя другим учителем;
9 — если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету;
10 — при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.
Недопустимо снижение оценки и выставление неудовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму и т. п.
Из истории оценивания знаний
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций
Одной из попыток иметь в основе выставляемой отметки количественное выражение с определенными критериями является предложение еще М. Ломоносовым градации, согласно которой все, что учеником сделано или упущено, должно быть обязательно обозначено с учетом следующих критериев:
ВИ —все исполнено;
НУ — не знал урока;
НЧУ — не знал части урока;
ЗУНТ — знал урок нетвердо;
НЗ — не знал задачи;
ВИЗ — все исполнил с избытком.
Вместо заключения
- Учитель — это не только профессия...
- Учение должно приносить детям удовольствие.
- У каждого своя философия, но нужна подлинная.
- Вложить знания, научить понимать жизнь — вот конечная цель обучения.
- Процесс обучения в обязательном порядке должен быть контролируемым.
- Контроль должен быть комбинированным: что можно и что нельзя.
- Ребенок в контролируемом пространстве чувствует себя уверенно при двух условиях: любовь и контроль.
- Много контроля, а мало любви — ребенок не чувствует себя безопасным.
- Много любви, а мало контроля — воспитывается безответственность.
- Любовь к ребенку — это отдача, обязательство: выбор объекта любви и обязательство любить его.
- Нельзя отдавать не любя.
- Дисциплина в школе — это не то, что педагоги делают с ребенком, а то, что они делают для него.
- Свободу ребенку нужно давать адекватной ответственности.
- Обучив ребенка — создаем успешного, счастливого человека