Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Как построить урок эффективно

Популярный методический ликбез

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

Ш. Монтескье

Алгоритм — простейшая схема последовательности восприятия слож­ного материала.

Глоссарийсобрание глосс (непонятных слов и выражений) с тол­кованием или переводом на другой язык.

Детерминизация — закономерности и причинные обусловленности событий и явлений.

Дифференциация — принятие во внимание различия учащихся, созда­ние разных условий обучения и предоставление разного времени на выполнение задач.

Здоровьесбережение — деятельность учителя, направленная на со­хранение положительного физического и психического функционально­го состояния школьника в процессе учебной деятельности.

Индивидуализация обучение не в соответствии с требованиями учеб­ных программ, а в соответствии с возможностями и потребностями личности.

Модульное обучениевзаимосвязь, взаимодействие и взаимообус­ловленность или системный, деятельностный, рефлексивный и синергетический подходы в обучении.

Мотивация — деятельность, направленная на активизацию, побуж­дение эффективно работать, или внутренний мотор, который движет че­ловеком, стимулирует к достижению целей или же избежанию проблем.

Педагогическая технологияэто организационно-методический ин­струментарий педпроцесса, продуманная во всех деталях модель совмест­ной педагогической деятельности по проектированию, организации и про­ведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Плотность урокасуммарное время, затраченное на уроке на учеб­ную деятельность одного учащегося.

Реформаэто смещение центра внимания, открытие правильного курса, комплекс мероприятий для более высокой квалификации, стан­дартов (реформа должна произойти вначале в сознании).

Синергетикаобласть научных исследований, целью которых яв­ляется выявление общих закономерностей в процессах образования, ус­тойчивости и разрушения упорядоченных временных и пространствен­ных структур в сложных неравновесных системах различной природы (физика, химия, биология, экология).

Структура урокасовокупность этапов урока.

Технология — система последовательных действий, обеспечивающая в определенных условиях конкретный, гарантированный результат.

Цель урока — запрограммированный учителем результат в совмест­ной деятельности с учащимися.

КАК ПОСТРОИТЬ УРОК ЭФФЕКТИВНО

Творческий педагог — это педа­гог, способный преобразовывать­ся, способный создавать вокруг себя новое, производительная ак­тивность которого на каждом но­вом этапе становится совершен­ней и эффективней.

Жизнь сегодня ставит перед человеком множество нестандарт­ных проблем. Умение решать их творчески, с оптимальным эффек­том определяет его благополучие.

На практике мы часто сталкиваемся с людьми, которые не умеют добиваться поставленных целей, а то и вообще не ставят их перед собой, пасуют перед трудностями, не воспринимают новое или воспри­нимают его под «давлением сверху» и поэтому обречены на неуспех.

Такой типаж людей нельзя относить только к современности. Люди такого типа сохраняются десятилетиями, чувствуют себя диском­фортно от непризнания, неудач и неуспеха. Они же создают дис­комфорт и окружающим.

Приведем для примера сказку В. Сухомлинского «Горделивая спица»:

Быстро ехала по дороге телега. Вращались колеса, а в них одна за другой торопились спицы. Они двигались дружно и были очень до­вольны, что колеса вращаются.

Только одна спица была недовольна. Она считала себя первой, а ей казалось, что ее почему-то поставили позади остальных.

— Я самая лучшая, — сказала она, — почему же я вдруг сзади?

Другие спицы молчали.

Горделивая спица так расходилась, что от злости лопнула и выпа­ла из колеса.

Но и без одной спицы колесо вращалось. Когда же телега остано­вилась на ночлег, хозяин увидел, что не хватает одной спицы. Вместо нее он поставил новую.

Утром спицы снова завертелись, и телега поехала дальше.

В современных динамичных условиях жесткой конкуренции на педагогическом рынке труда ничего другого не остается, как позна­вать основы высоких достижений в труде, развивать личностные ка­чества, являющиеся базой для успеха в конкурентном соперничестве.

Несомненно, наиболее «выигрышным» может быть только тот, кто способен ориентироваться в большом объеме информации, умеет ее

поглощать, объективно оценивать обстановку, имеет потребность в до­стижениях и разумные притязания, а также адекватную самооценку.

Учитель, который стремится стать мастером, довести свою дея­тельность до совершенства как в преподавании своего предмета, так и в познании личности ученика, учитель, добивающийся эффективно­сти в своей деятельности не за счет авторитарной педагогики, а за счет ориентации на успех и достижения сравнительно высокого ре­зультата, всегда будет признан и востребован.

Говоря словами М. Скаткина, что урок — «клеточка» педагогичес­кого процесса, и в нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны, попытаемся доказать, что эффективный урок — основа ре­зультативности учебно-воспитательного процесса и успеха учителя.

Как построить урок эффективно? Как добиться результата? Как привести к результату других? Как стать успешным самому и как обеспечить успех учащимся? Об этом и другом простейшими тезиса­ми, алгоритмами, схемами.

Без чего нельзя повысить эффективность урока?

Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

М. Скаткин

Урок — это видимая часть работы учителя. И даже если уроки не часто посещают директор, заместитель директора, коллеги, эффектив­ность работы учителя как на ладони — она в статистических резуль­татах, в отношении учащихся к предмету и к самому учителю, в отзы­вах родителей, в «портрете» воспитанника. Уроку предшествует боль­шая подготовительная деятельность, детерминированная требованиями к содержанию урока и технике его ведения, анализа и самоанализа.

Главные взаимосвязанные компоненты учебной деятельности на уроке - это:

1)  знание объекта воздействия (знание возрастных особенностей детей, их физиологического, психического и интеллектуального уров­ня развития);

2)  уход от консервативных методов обучения и воздействия на учащихся, изучение, овладение и внедрение новых методов и техно­логий обучения;

3)  знание законов научной организации труда как учителя, так и учащихся;

4) осуществление дифференцированного и индивидуального под­хода к учебной деятельности учащихся одного класса.

Необходимо помнить, что:

1) урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2) теми и ритм урока должны быть оптимальными, действия учи­теля и учащихся завершенными;

3)  необходим полный контакт во взаимодействии учителя и уча­щихся на уроке, строгое соблюдение педагогического такта;

4)  учебная деятельность на уроке должна быть управляемой — большую часть урока активно работают сами учащиеся;

5)  здоровьесбережение в организации урока не менее важно, чем его результат.

Простейшие обязательные требования к организации урока:

  • четко сформулировать цель урока;
  • поставить конкретные задачи на каждом этапе урока;
  • ознакомить с планом подачи нового материала;
  • записать основные положения излагаемого материала (т. е. со­ставить опорный конспект); графически изобразить на доске или на наглядной таблице сложные понятия;
  • четко выделить опорные знания;
  • при подаче нового материала сбалансированно воздействовать на зрение и слух;
  • предусмотреть как самостоятельное рассмотрение поставлен­ных задач, так и комментирование «трудных» понятий.

 Новые подходы к обучению

Урок всему начало, всего и итог.

ТРАДИЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

 

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Подготовить образованного человека

 

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ

Подготовить высоко­образованную личность,   способную думать самостоятельно и самостоятельно приобретать знания

Сформировать

у учащихся знания

умения и навыки

(ЗУН)

ОБОБЩАЮЩИЕ

(ДИДИКТИЧЕСКИЕ)ЦЕЛИ

Научить применять знания,

рассуждать, высказывать

свои мысли, обобщать, делать

выводы, т. е. (ЗУН +

+ культура изложения)

Обучающий

СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ   

Развивающий

Информационно-рецептивный,

репродуктивный, проблемный

ДОМИНИРУЮЩИЕ

МЕТОДЫ

ОБУЧЕНИЯ

Проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный,информационно-рецептивный

Фронтальная, индивидуальная

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Парная (в парах), в малых группах, индивидуальная, фронтальная

Критерии личностно-ориентированного урока

Сорок пять минут урока — это спрес­сованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного тру­да и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути зна­ний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное.

М. Скаткин

Признаки определения личностно-ориентированного урока:

  1. План проведения урока с учетом уровня развития учащихся конкретного класса.
  2. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
  3. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока (давать целевую установку).
  4. Использование проблемных творческих заданий.
  5. Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, форму подачи материала, ответа (словесную, графическую, условно символическую, письменную и т. д.). Стимулирование уче­ников к выбору и самостоятельному применению различных спосо­бов выполнения заданий.
  6. Обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, и что сделать по-другому.
  7. Поощрение при опросе на уроке и правильного, и неправильно­го ответа ученика, а также анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
  8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргу­ментироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельнос­ти, оригинальности, прилежанию относительно предыдущего урока.
  9. В домашнем задании называется не только тема и объем зада­ния, но и подробно разъясняется, как следует рационально организо­вать свою работу при выполнении домашнего задания, что может послужить ключом в случае затруднения.

Мастером делаются не благодаря зна­ниям,

а благодаря практике и навыку.

Б. Энкельманн

Типы уроков

В зависимости от дидактических целей выделяют следующие типы уроков:

Формирование знаний. Закрепление и совершенствование знаний. Формирование и совершенствование знаний. Формирование умений и навыков. Совершенствование знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике. Повторение и систематизация знаний. Проверка знаний. Комбинированный урок.

В зависимости от типа урока определяют следующие цели:

Усвоение новых знаний.

Усвоение умений и навыков.

Комплексное применение знаний, умений и навыков.

Обобщение и систематизация знаний.

Проверка, оценка и коррекция знаний, умений и навыков.

Развитие логического мышления.

Овладение умением применять полученные знания и навыки в но­вых ситуациях.

Усвоение учащимися понятий, правописаний, формулировок, теорем и т. д.

Образовательная предусматривает:

  1. Обеспечить и проконтролировать степень усвоения следствен­ных понятий, входящих в содержание темы урока.
  2. Сформулировать (продолжать формулировать) какие-то понятия.
  3. Закрепить умения и навыки учебной работы (сочинения, отве­ты, работа с книгой, справочником, развитие чтения, письма).
  4. Какие основные факты, общие понятия, выводы и причинно-следственные связи должны быть усвоены на уроке.
  1. Какие новые черты в развитии общественных процессов рас­крываются на уроке.
  2. Какие знания учащихся закрепляются и углубляются, в чем это выражается.
  3. Какие умения, идеи, теории, представления формируются.

Развивающая:

  1. Задачи развития интеллекта, воли, эмоций и познавательных интересов.
  2. Задачи развития умения выделить в ходе урока главное, суще­ственное (составление схем-конспектов, планов изученного, контрольных вопросов по теме, формирование умения сравнивать, обобщать).
  3. Обеспечение в ходе урока развития у школьников самостоя­тельности в учении.
  4. Развитие речи учащихся, умение преодолевать трудности в уче­нии, закалять волю, создание эмоциональных переживаний.
  5. Развитие мышления, речи, памяти, эмоций, интересов, способно­сти к практике.

Воспитывающая:

  1. Содействие в ходе урока формированию мировоззренче­ских идей (материальность мира, причинно-следственные и другие явления), познавательности мира, разоблачению ложных юношеских взглядов на какие-то категории...
  2. Ознакомление с общественно-политическими событиями, разоб­лачение антиобщественной пропаганды.
  3. 3. Трудовое воспитание, профориентационное, нравственное (патрио­тизм, коллективизм, гуманность, милосердие), эстетическое, физическое...

Варианты формулировки целей уроков разных типов

 Посредственный учитель излагает; хороший учитель объясняет;

выдаю­щийся учитель показывает; великий учитель вдохновляет!

Л. Толстой

ТИП УРОКА

ПРИМЕРНЫЕ ФОРМУЛИРОВКИ ЦЕЛЕЙ

Формирование новых знаний

Учащиеся должны:

—  иметь представление о...

—  иметь общее понятие о...

—  распознавать...

—  понимать содержание...

— ориентироваться в причинно-следственных связях...

— уметь выявлять закономерности...

Формирование новых умений и навыков

-  уметь применить знания в стандартной ситуации;

—  уметь самостоятельно выполнить задание...

- уметь раскрыть способ выполнения задания...

Закрепление     и совершенство­вание знаний

-  знать конкретную информацию...

-  уметь (решить, провести анализ, сформулировать)...

-  уметь воспроизводить полученные знания...

Систематизация и обобщение учеб­ного материала

—  знать...

—  уметь систематизировать учебный материал...

—  уметь делать обобщение...

Проверка и оцен­ка знаний

В зависимости от уровня контроля (.знакомство, репродук­тивный уровень, творческий уровень) учащиеся должны:

—  уметь узнавать при внешней опоре...

—  уметь воспроизводить по образцу...

—  уметь воспроизводить по предложенному алгоритму...

—   уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию...

 Распространенные ошибки формулирования целей урока:

  1. Отображение учителем своей деятельности или содержания урока, например: познакомить учащихся..., показать, рассказать уча­щимся... и т. п.
  2. Определение учителем порядка деятельности учащихся, напри­мер: учащиеся выполняют..., решают..., знакомятся... и т. п.
  3. Определение учителем цели урока для себя, а не для учащихся.
  4. Постановка развивающей цели конкретного урока, а не ряда уроков, связанных одной темой.

Алгоритм анализа целей урока

Анализируя цели урока, «проверяющие» определяют:

—  краткость, четкость и простоту формулировки цели;

—  степень осознанности учителем цели;

—  заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;

—  чем вызвана постановка цели: требованиями учебной програм­мы, интересом учащихся, особенностями классного коллектива и т. д.;

—  какова связь цели с темой урока, т.е. перспективна ли цель;

—  реальность достижения цели;

—соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;

—  отсутствие разрыва между целью и результатом.

Структура традиционного урока (или его этапы)

Не научимся работать минутами — часы не помогут.

Е. Ильин

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ

Организа-

ционный

(3 — 5 мин)

- Приветствие;

-как подготовлено  помещение к уроку, соответствует ли гигиеническим требованиям;

-определение отсутствующих;

-проверка   готовности   уча­щихся к уроку;

- побуждение учащихся к ак­тивной деятельности

Эффектное   и   доброжелательное  начало   с   шутки, комплимента, эпиграфа, девиза,  решения  проблемной ситуации

Проверка

домашнего

задания

(7-10 мин)

Выявление  факта  выполнения домашнего задания классом;

-выяснение причин невыполнения сложных моментов в домашнем задании;

-исправление ошибок

- Самопроверка по ключу;

-взаимопроверка;

-фронтальная проверка;

- программированный опрос;

-тест

Подготовка

учащихся

к воспри-

ятию новой

темы

(3 — 5 мин)

Показать логическую взаимосвязь подаваемого учебного материала с ранее изученным материалом, четко разграничить основную и дополнительную информацию;

-проверка объема и качества усвоения предыдущего взаимосвязанного материала отдельными учениками;

-проверка (или напоминание) сформированности ОУУН (общеучебных умений и навыков);

-сообщение темы изучения;

-формирование совместно с учащимися цели и задачи изу­чения нового материала;

-показ практической значи­мости новой темы,  мотивация учащихся к ее усвоению;

- постановка учебной проблемы

Устный фронтальный опрос на уровне репродукции;

-тестирование;

-индивидуальный опрос;

-создание нестандартных ситуаций в использовании

знаний;

-дискуссия;

-адекватное целеполагание;

-проблемное задание;

-эвристический вопрос;

-выдвижение гипотезы;

-познавательная задача.

 

Подача нового материала

или усвоение новых знаний

(15-20 мин)

Первичное погружение в содержание темы (работа   с материалом учебника, графической  таблицей  или  планом темы);

-первичное обобщение и систематизация нового учебного материала после предварительного погружения в содержание новой темы;

-в ходе освоения нового материала   обучать   собственной деятельности по изучению содержания, умениям и навыкам

рационально учиться

Сущность обучения не в изложении материала, а

в изучении его учащимися под руководством учителя;

-методические приемы:

• объяснительно-иллюстративный;

• проблемный;

• проблемно-поисковый;

• наглядный;

— виды работы:

• беседа;

• лекция;

  • самостоятельная работа;

-групповая и коллектив­ная  организация  познава­тельной деятельности;

-словарная работа

Закрепление новых знаний

(5-10 мин)

Закрепление знаний на уровне репродукции;

-углубление осмысления учащимися  учебного   материала,  проверка понимания  сущности новых понятий;

-закрепление в  нестандарт­ных ситуациях

-Тестовые задания;

-проблемные вопросы:

-дифференцированные задания;

-вопросы от противного;

-выделение главного в теме

Заключи-

тельный

(5-7мин)

-Подведение итогов урока (оценивание мотивации учащихся на уроке, прилежания, знаний, умений и навыков в целом на уроке);

-мотивирование домашнего задания;

-подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания

-Развернутая  словесная характеристика     познавательной деятельности на уроке каждого учащегося;

оценка учебных достижений в баллах;

-дифференцированные задания;

-индивидуальные задания;

-добровольные задания как воспитательное средство

Примечания:

  1. Домашнее задание не должно копировать содержание работы на уро­ке, оно должно быть проблемно-поисковым, с обязательным ознакомлением С дополнительной информацией.
  2. Отметки выставляются в дневник до звонка, так как перерыв — лич­ное время учащегося.

Организационная и заключительная части урока не менее важ­ны, чем основная часть урока — именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.

Примерные схемы уроков в зависимости от их типов

Схема урока усвоения нового материала:

—  организационный этап;

—  этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;

—  этап освоения новых знаний;

—  этап закрепления новых знаний;

—  этап информирования учащихся о домашнем задании и ком­ментирование порядка его выполнения.

Схема урока закрепления изученного материала:

—  организационный этап;

—  этап подготовки учащихся к закреплению полученных знаний;

—  этап закрепления знаний;

—  этап информирования учащихся о домашнем задании и ком­ментирование порядка его выполнения.

Схема урока повторения:

—  организационный этап;

—  этап подготовки учащихся к повторению приобретенных знаний;

—  этап повторения;

—  этап информирования учащихся о домашнем задании и ком­ментирование порядка его выполнения.

Урок систематизации и обобщения изученного материала:

—  организационный этап;

—  этап подготовки учащихся к составлению (повторению) алго­ритмов, опорных схем, таблиц, тезисов и т. п.;

—  этап обобщения и систематизации изученного;

—  этап информирования учащихся о домашнем задании и ком­ментирование порядка его выполнения.

Урок проверки и оценки знаний:

—  организационный этап;

—  этап подготовки учащихся к проверке знаний;

—  этап всесторонней проверки знаний;

—  этап информирования учащихся о домашнем задании, которое должно носить проблемно-поисковый характер.

Алгоритм подготовки к уроку

Урок начинается не со звонка, а с под­готовки к уроку.

Для эффективности проведения урока необходимо:

  1. Определить и сформулировать тему урока.
  2. Определить место данного урока в системе уроков.
  3. Определить и сформулировать цели деятельности учителя и уча­щихся.

Элементарные требования к рабочему плану урока:

  1. Определить тип и вид урока.
  2. Четко сформулировать цель урока, исходя из его места и роли среди предыдущих и последующих уроков.
  3. Выделить этапы урока и определить для них примерное время.
  4. Поставить задачи к каждому этапу.
  5. Предусмотреть разноуровневые задания для учащихся (с рит­ма активной деятельности не должны выпасть «сильные» и «сла­бые» учащиеся, а также основная «средняя» группа учащихся).
  6. Продумать методы и приемы обучения, помня о степени эффек­тивности каждого метода.
  7. Подготовить наглядность или ТСО.
  8. Избрать прием оценивания знаний, умений, навыков, а также мотивации учащихся.
  9. Домашнее задание должно быть в обязательном порядке диф­ференцированным.

Примечание. Не забыть о форме (приеме) благодарности учащихся за совместную деятельность на уроке.

Сходить на урок к самому себе

Анализируя результаты проведенного урока (без анализа нельзя построить следующий урок эффективно), необходимо обратить осо­бое внимание на следующие критерии:

  1. Доступность ознакомления учащихся с темой, планом и конкрет­ными задачами урока.
  2. Соответствие использованных методов цели и содержанию урока, эффективность их применения; интересные и неудачные мо­менты на уроке.
  3. Рациональность развития познавательной активности учащих­ся; использование на уроке активных методов, самостоятельной ра­боты, наличие элементов исследовательской деятельности; интенсив­ность (плотность) деятельности учащихся на уроке.
  4. Результативность использования новых прогрессивных подхо­дов и методических приемов (изучение материала крупными блока­ми, опорные сигналы и алгоритмы, прием опережения и т. п.).
  5. Оптимальность привития учащимся умений учебного труда.
  6. Степень самостоятельной работы учащихся, их умение приме­нять полученные знания в конкретной ситуации; степень усвоения на уроке основного содержания материала.
  7. Воспитательная эффективность организации работы учащихся на уроке.
  8. Оптимальность форм и методов проверки знаний учащихся, их соответствие современным требованиям и эффективность; квалифи­цированность и объективность оценки знаний, умений и навыков уча­щихся; сочетание текущего и тематического учета знаний.
  9. Эффективность использования наглядности и ТСО, приемы ин­дивидуального обучения, раздаточный дидактический материал, орга­низация групповой работы.
  10. Рациональность распределения и использования учебного вре­мени согласно этапам урока.
  11. Восприятие учащимися содержания, дозировки и методики по­дачи домашнего задания, его индивидуализации и дифференциации.
  12. Соблюдение требований речевого и орфографического ре­жима.
  13. Соблюдение санитарно-гигиенических, психологических и эти­ческих требований к уроку (чистота, освещенность, проветренность помещения, рассадка учащихся, их внешний вид и эмоциональное (физическое) состояние).
  14. Учет индивидуальных особенностей учащихся и особенностей конкретного классного коллектива.
  15. Создание благоприятного микроклимата на уроке, положи­тельного стиля взаимоотношений с учащимися.

Психологическая оценка урока:

  1. Уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок).
  2. Соотношение репродуктивной и самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие их мышления.
  3. Соотношение монологического, диалогического общения меж­ду учителем и детьми па уроке.
  4. Темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту учащихся класса.
  5. Соответствие форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся.
  6. Оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологических типов (аудиальный, ви­зуальный, кинестетический).

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  1. Наличие физической или психической дистанции между учи­телем и детьми («над», «рядом», «вместе»).
  2. Преобладающее настроение.
  3. Коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и с каждым учеником.
  4. Способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность).
  5. Соотношение индивидуального и группового общения на уроке.
  6. Способность к делегированию полномочий учащимся.
  7. Умение учащихся слушать.
  8. Индивидуализация и дифференциация учебной работы с уча­щимися.
  9. Стимулирование понимания и запоминания, самостоятельности мышления.
  10. Работа по формированию умственных действий (анализ, син­тез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, система­тизация и др.).
  11. Соотношение принуждения и приглашения в способах орга­низации учебной работы.
  12. Эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладание эмоций.
  13. Увлеченность излагаемым материалом.
  14. Индивидуальная манера поведения учителя соответственно его темпераменту.
  15. Внешний облик учителя (поза, мимика, одежда, прическа, чув­ство вкуса).

Критерии методической оценки качества урока

Педмастерство — умение использо­вать опыт других применительно к ус­ловиям собственной деятельности.

Я. Кухарев

  1. Обоснование цели урока.
  2. Использованные методы и приемы обучения, обеспечивающие:

—  оригинальное начало урока;"

—  целенаправленный опрос учащихся;

—  продуманное объяснение материала;

—  организация самостоятельной работы учащихся;

—  индивидуальный и дифференцированный подходы на уроке;

—  проблемно-ситуативный подход; ,— организация домашнего задания.

  1. Формы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие:

—  сотрудничество учителя и учащихся;

—  сотрудничество между учащимися;

—  включение каждого учащегося в деятельность по достижению целей;

—  контроль и самоконтроль на уроке.

  1. Уровень формирования знаний:

—  алгоритмический;

—  эвристический;

—  творческий.

  1. Психолого-педагогические критерии урока, обеспечивающие:

—  ситуации успеха;

—  достаточность информации для «сильных» и доступность для «слабых» учащихся;

—  «гибкость» учителя на уроке, его доброжелательность и требо­вательность;

—  умение мобилизовать учащихся, сконцентрировать их внимание.

  1. Рефлексия:

—  наделение учащихся функциями учителя;

—  осознание себя (оценка и самооценка);

—  достижение цели.

Успешная организация учебной деятельности немыслима без зна­ний принципа мотивации учения, выбора оптимального варианта обу­чения. Знание методологии творческого подхода к педагогическому процессу позволяет учителю научно обоснованно анализировать и прогнозировать свою работу — условие, без которого невозможен путь к педагогическому мастерству.

При всем при этом на пути к секретам педагогического мастер­ства учителю никогда не следует забывать педагогическую заповедь: критерием прогрессивности образования является внимание к уче­нику, забота об ученике, любовь к ученику. Учитель был, есть и оста­ется центральной фигурой эффективного осуществления учебно-вос­питательного процесса.

Следует помнить высказывание С. Соловейчика: «Урок есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напря­женные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не при­нято говорить о драматургии урока, а жаль: вхорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных ли­ний, текст и подтекст».

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ АЛГОРИТМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В оценке зачастую мало педагоги­ки, но много власти.

Б. Ильин

Педагоги старшего поколения, возможно, помнят картину Ф. Ре­шетникова «Опять двойка» (1952), репродукции которой были при­ведены в учебниках русского языка 60 —80-х гг.

Кажется, прямо с полотна рвутся укоряющие мысли матери, огор­ченной очередной «двойкой» сына: «Что же ты снова меня огорчил? И что же делать?».

Проблема оценивания результатов учебной деятельности учащихся актуальна и в настоящее время.

Основанием для этого утверждения являются обращения родите­лей, апеллирующих на выставленную отметку, результаты социологи­ческих опросов учащихся по удовлетворенности оцениванием знаний.

Анализ работы учителей по применению контрольно-оценоч­ной системы в учебном процессе показывает, что у некоторых пе­дагогов отметка искажает учебную мотивацию учащихся; зачас­тую таит в себе оттенок, травмирующий эмоциональное состояние детей; вызывает сомнение по поводу объективности отслеживания динамики учебной успешности ученика; искажает отношение уче­ника с учителем, родителями, самим собой; повышает тревожность участников учебного процесса.

Как всем известно, в 2002 г. Министерством образования Рес­публики Беларусь была введена 10-балльная система оценки ре­зультатов учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспе­чивающих получение общего среднего и профессионально-техни­ческого образования. Основными целями ее введения стали:

1)  повышение объективности оценки и качества учебно-познава­тельной деятельности учащихся и ее результатов;

2)  обеспечение социальной защищенности личности учащегося;

3) реализация интегративного подхода в оценке учебных достиже­ний учащихся в единстве знаний, умений, навыков с учетом индивиду­альных свойств личности (индивидуальности) и личностных качеств;

4)  создание условий для стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся и достижения более высоких результатов на основе введения инвариантной оценочной шкалы, применяемой при разноуровневом обучении;

5) обеспечение условий для формирования адекватной самооценки личности и реализации принципа социальной справедливости в оце­нивании учебных достижений учащихся и др.

Министерством образования Республики Беларусь и Национальным институтом образования Республики Беларусь была проведена огром­ная работа по доведению сути новой контрольно-оценочной системы оценивания до сведения тех, кто призван был ее внедрять (рядового учителя, руководителей учреждений образования, их заместителей, методистов), а также были предложены многочисленные методические рекомендации, положения, инструкции, статьи и письма, разъясня­ющие, как пользоваться новой системой оценивания.

Казалось бы, глубоко продуманная новационная система оценива­ния знаний должна была бы снять проблемы неудовлетворенности учащихся и их родителей отметками, а также уменьшить зависимость учащихся от учителя. Но на практике этого не случилось.

Проблема мотивации учебной деятельности учащихся сохраняет свою актуальность.

Зачастую ее рассматривают лишь как проблему отсутствия позна­вательного интереса у учащихся, проблему их лености, отсутствия ответственности за конечный результат учебы, неосознание прямой взаимосвязи учебной деятельности и успешности в будущем.

Известно, учебный процесс - это деятельность двусторонняя: ее участниками являются как учащиеся, так и учителя, а точнее всего трехсторонняя - роль и заинтересованность родителей в учебных результатах детей велика.

Но за многовековую историю развития педагогики барьер между этими участниками учебного процесса так и не удалось полностью ликвидировать. Учителя винят учащихся, учащиеся не довольны учителями, родители, огорченные отсутствием взаимопонимания между ребенком и учителем, постепенно отдаляются от школы.

И нельзя не признать педагогический субъективизм, проявля­емый в контрольно-оценочной системе, находящейся в распоря­жении педагога и только педагога.

Нельзя не признать и то, что не все педагоги с помощью оценки умело и эффективно стимулируют учащихся к учению, влияют на личность ученика и его мотивацию в обучении. А ведь давно уже доказано, что именно под влиянием объективного оценивания у уча­щихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим достижениям.

Значимость оценки и разнообразие ее функций требует от педа­гога строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы учащиеся становились в нем полностью ответственными как за свои успехи, так и за недоработки и промахи.

Как ориентировать учащихся на положительную мотивацию в учеб­ном процессе? Как укреплять их веру в свои возможности и форми­ровать положительное стремление к успеху? Как препятствовать раз­витию страха, эмоциональной дискомфортности у учащихся при оцен­ке их знаний и умений учителем? Как преодолевать сопротивление многих учащихся и их родителей осознанию ценности знаний, а не отметки. И, наконец-то, оценка и отметка — одни и те же понятия в оценивании учебных достижений учащихся?

Об этом и другом методический ликбез в тезисах, схемах, табли­цах, алгоритмах и изречениях.

 

Значение и функция оценки

Контроль — не констатация факта знания или незнания учебного ма­териала, а вскрытие причин суще­ствующих пробелов в знаниях и при­нятие мер по их устранению.

Что же оценивать?

Учеба становится интересной преж­де всего тогда, когда ребенок выра­жает себя в интеллектуальной ра­боте, видит результаты своего твор­чества, своих усилий.

В. Сухомлинсхий

Об отметке и об оценке

Оценка знаний не должна препят­ствовать развитию у учащихся цен­ностного отношения к знаниям.

М. Скаткин

Функции 10-балльной системы оценивания учебных достижений учащихся

Контролирующая функция позволяет на разных этапах обучения достаточно объективно определить уровень, которому соответствует учеб­ная деятельность учащегося и класса в целом при тематическом и ито­говом контроле, а при текущем оценивании — учитывать проявление индивидуальных качеств и личностного отношения к усваиваемому учеб­ному материалу, процессу учебной деятельности. Данная функция свя­зана с определением учителем путей, методов и средств оптимизации процесса обучения в достижении требований образовательных стан­дартов и учебных программ в условиях разноуровневого обучения.

Образовательная функция в условиях применения 10-балльной интегральной оценочной шкалы ориентирует учителя на использова­ние разнообразных методов и средств оценивания учебных достиже­ний учащихся адекватно уровням учебной деятельности, что не толь­ко активизирует их мышление, познавательную деятельность, мотивационную и волевую сферы, но и обеспечивает становление сферы саморегуляции, адекватной самооценки, поскольку в учебной и оце­ночной деятельности применяются индивидуально-групповые этало­ны и демонстрируется положительное достижение каждого ученика в соответствии с его возможностями.

Стимулирующая функция заключается в феномене положитель­ного оценивания «вложенного труда», фиксирующего и результат усвоения, и процесс его достижения (который всегда индивидуален), путем использования диапазона отметок или баллов адекватно ус­тановленному уровню учебной деятельности. Учет проявления ин­дивидуальных качеств и свойств личности при этом «снимает» со­стояние тревожности и страха у обучающихся и стимулирует их продвижение к достижению более высоких результатов.

Диагностическая функция заключается в анализе учебных дос­тижений каждого учащегося, процессуальной стороны учебной дея­тельности, предоставлении свободы выбора как уровня усвоения учеб­ного материала, так и способа решения поставленной задачи для последующей корректировки недочетов обучающихся. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, дидактических тестов и других методов и средств оценивания по

уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позво­ляющих фиксировать анализ учебных достижений каждого ученика, корректировать его учебную работу.

Социальная функция предполагает, что объективная оценка учеб­ных достижений учащихся способствует достижению определенно­го уровня образования, востребованного обществом и государством, предопределенного образовательными стандартами. Оценивание дос­тижений обучающихся, а не их недостатков, уровневая градация от­меток от самого низкого (рецептивного) до высокого (продуктив­ного) обеспечивают дифференцированный подход к оценке процесса и результатов учебного труда учащихся.

Интегральная 10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся

Эффективное оценивание приводит к повышению качества образования.

УРОВНИ

БАЛЛЫ

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ

 

0

Отсутствие ответа или отказ от ответа

1. Низкий (рецептив­ный)

1

Узнавание объекта изучения,  распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету

2

Узнавание  объекта  изучения,   различение  определений, структурных элементов знаний; проявление во­левых усилий и мотивации учения

2.Удовлетворитель-ный (рецептивно-

репродуктивный)

3

 

 

Неполное воспроизведение программного учебного материал на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с  помощью учителя ошибок; 

затруднения в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений;

ситуативное проявление ответственности, самокритичности

4

Освоение   учебного   материала   на   репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие ис­правимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах;

затруднения в применении отдельных спе­циальных, общеучебных и интеллектуальных умений или отдельных навыков;

проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоя­тельности, осмысленности действий и т. п.

3.Средний (репродуктивно-продуктивный)

5

Осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности,   с   несущественными   ошибками;  

затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков;

заинтересованность в учении и достижении результата

6

Полное воспроизведение программного учебного материала с несущественными ошибками; применение зна­ний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений и навыков с незначительной помощью педагога; на­стойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству

4.Достаточный (про­дуктивный)

7

 

Владение программным учебным материалом, в том числе и различной степени сложности, оперирова­ние им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятель­ное применение специальных, общеучебных и ин­теллектуальных умений и навыков;   проявление стремления к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии и т. п.

8

Владение  программным  учебным  материалом  и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуа­циях; наличие единичных несущественных ошибок  в  действиях, самостоятельно  исправляемых учащимся; наличие определенного опыта творче­ской деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии и т. д.

5.Высокий (продуктивный, твор­ческий)

 

 

9

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции

10

Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в  нестандартных  ситуациях;   проявление  целеуст­ремленности,  ответственности,  познавательной ак­тивности, творческого отношения к учению

Алгоритм оценивания учебных достижений учащихся по примерной формулировке вопросов и заданий

Если вы владеете знаниями, то дай­те зажечь от них свои светильники знаний другим.

Т. Фуллер

 

Низкий уровень обученности — деятельность пассивная (узнает, выделяет, подчеркивает, выбирает, показывает).

Удовлетворительный уровень — деятельность активная (отвеча­ет сам, воспроизводит в памяти, но не доучил).

Средний уровень — осознанно воспроизводит материал, мышле­ние репродуктивное (ответ полный, правильный, понимает, что гово­рит, заменяет слова на синонимы).

Достаточный конструктивный уровень — умеет выбирать (срав­нивает, обосновывает, делает выводы, указывает причины, объясняет, конкретизирует).

Высокий уровень - творческий характер деятельности (выпол­няет умственные операции, которым его не учили, прогнозирует, мо­делирует, доказывает, оценивает логику, перестраивает, применяет зна­ния в новой ситуации).

Алгоритм тематического учета знаний учащихся

Тематический учет стимулирует отно­шение учащихся к учению, воспитыва­ет ответственность в учебном труде.

Такой подход к тематическому учету устраняет элементы стихий­ности в контроле за качеством обучения; создает возможность прибли­зить проверку к системе изучения программного материала в полном объеме; содействует повышению объективности знаний, умений и навы­ков; помогает более целенаправленно осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы в процессе обучения; способствует выявлению знаний по каждой конкретной теме учебного курса; усили­вает концентрацию внимания на главном И наиболее существенном; по­вышает чувство ответственности и дисциплинированности школьников.

Памятка по стимулирующему оцениванию знаний учащихся

Оценка знаний призвана выявить уровень развития обучающихся, включая их индивидуальные каче­ства и личностные свойства.

М. Скаткин

1  — по всем предметам всю первую четверть в 5-х классах;

2  — всю первую четверть во всех классах в начале изучения но­вого предмета;

3  — всю первую четверть учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель;

4  — в первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам;

5   — на первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам;

6  — в первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам;

7  — на следующий урок после отсутствия учащегося в классе;

8  — во время кратковременной замены основного учителя другим учителем;

9  — если у учащегося стоит «незакрытая» неудовлетворительная оценка по данному предмету;

10  — при организации, проведении и проверке самостоятельных работ во всех классах и по всем предметам.

Недопустимо снижение оценки и выставление не­удовлетворительной оценки с целью наказания учащегося за нарушение дисциплины, забытые учебники, тетради, спортивную форму и т. п.

Из истории оценивания знаний

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

Конфуций

Одной из попыток иметь в основе выставляемой отметки коли­чественное выражение с определенными критериями является пред­ложение еще М. Ломоносовым градации, согласно которой все, что учеником сделано или упущено, должно быть обязательно обозна­чено с учетом следующих критериев:

ВИ —все исполнено;

НУ — не знал урока;

НЧУ — не знал части урока;

ЗУНТ — знал урок нетвердо;

НЗ — не знал задачи;

ВИЗ — все исполнил с избытком.

Вместо заключения

  • Учитель — это не только профессия...
  • Учение должно приносить детям удовольствие.
  • У каждого своя философия, но нужна подлинная.
  • Вложить знания, научить понимать жизнь — вот конечная цель обучения.
  • Процесс обучения в обязательном порядке должен быть конт­ролируемым.
  • Контроль должен быть комбинированным: что можно и что нельзя.
  • Ребенок в контролируемом пространстве чувствует себя уве­ренно при двух условиях: любовь и контроль.
  • Много контроля, а мало любви — ребенок не чувствует себя безопасным.
  • Много любви, а мало контроля — воспитывается безответ­ственность.
  • Любовь к ребенку — это отдача, обязательство: выбор объекта любви и обязательство любить его.
  • Нельзя отдавать не любя.
  • Дисциплина в школе — это не то, что педагоги делают с ребен­ком, а то, что они делают для него.
  • Свободу ребенку нужно давать адекватной ответственности.
  • Обучив ребенка — создаем успешного, счастливого человека 

 

 

 

 

 

Разделы сайта