ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений учащихся;
- постановка цели занятия перед учащимися;
- организация восприятия новой информации;
- первичная проверка понимания;
- организация усвоения нового материала путем воспроизведения информации и выполнения упражнений по образцу;
- творческое применение и добывание знаний;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;
- домашнее задание к следующему уроку;
- подведение итогов урока.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
Дидактические:
- четкое формулирование образовательных задач и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами;
- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока;
- прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний на уроке и на отдельных его этапах;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;
- реализация на уроке всех дидактических принципов;
- создание условий успешного учения учащихся.
Психологические:
- Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
- Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
- Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
СТИЛЬ УРОКА
- Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления;
- определение объема деятельности учащихся;
- планирование усвоения знаний;
- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, и т.п.).
- Особенности самоорганизации учителя:
- подготовленность к уроку;
- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
- педагогический такт;
- психологический климат на уроке.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
- Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
- использование установок в форме убеждения, внушения;
- планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
- использование различных форм работы (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
- Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
- определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся;
- опора на психологические закономерности формирования представлений;
- планирование приемов и форм работы;
- использование различных видов творческих работ учащихся
- Закрепление результатов работы:
- формирование навыков путем упражнений;
- обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
- проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
- дифференцированный подход к ученикам.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
- температурный режим;
- физико-химические свойства воздуха;
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности;
- своевременное и качественное проведение физкультминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие мебели росту учащихся.
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
- урок должен быть эмоциональным;
- темп и ритм урока должны быть оптимальными;
- полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся;
- атмосфера доброжелательности;
- следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКА
- Разработка системы уроков по теме или разделу.
- Определение образовательных воспитательных и развивающих задач урока на основе программы.
- Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний.
- Выделение главного материала, который ученик должен усвоить на уроке.
- Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения.
- Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала.
- Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
- Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
- Проверка оборудования и технических средств обучения.
- Планирование записей и зарисовок на доске.
- Планирование самостоятельной работы учащихся на уроке.
- Определение форм и приемов закрепления полученных знаний.
- Определение содержания, объема и форм домашнего задания.
- Планирование форм подведения итогов урока.
- Планирование внеклассной работы по данной теме.
- Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
1. Характеристика класса.
А) Здесь рассматривается структура межличностных отношений: лидеры, аутсайдеры; наличие группировок, их состав; взаимодействие структур личных взаимоотношений и организационной структуры класса.
Б) Затем необходимо охарактеризовать недостатки биологического развития учащихся: дефекты зрения, слуха; соматическая ослабленность; особенности высшей нервной деятельности (чрезмерная заторможенность или возбудимость); патологические отклонения.
В) После этого следует охарактеризовать недостатки психического развития: слабое развитие интеллектуальной сферы тех или иных членов ученического коллектива; слабое развитие волевой сферы у отдельных учащихся; слабое развитие эмоциональной сферы личности. Далее идет характеристика развития психических свойств: отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение; недостатки в отношениях личности к себе, учителю, семье, коллективу.
Г) После этого можно перейти к анализу недостатков подготовленности учащихся класса: пробелы в фактических знаниях и умениях; проблемы в навыках учебного труда; дефекты в привычках и культуре поведения.
Д) Затем рассматриваются недостатки дидактических и воспитательных воздействий школы, после чего недостатки влияния семьи, сверстников, внешкольной среды.
(Конечно, совершенно необязательно при каждом самоанализе урока давать столь подробную характеристику класса, в котором он проходил. Однако самоанализ урока учителем отличается от его анализа руководителем тем, что он сориентирован не только на конкретный класс, но н на конкретных учащихся)
2. Затем анализируются внешние связи урока: устанавливается место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса, чего надо добиться в знаниях иумениях, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.
4. Характеристика замысла урока (план): что собой представляет содержание учебного материала; как будут усваивать его ученики, т.е. каковы методы обучения и формы организации познавательной деятельности; какую часть материала они могут усвоить сами; какая часть материала потребует помощи учителя при сто усвоении; что необходимо прочно запомнить, а что использовать только для иллюстрации; что из ранее изученного необходимо повторить и на что опереться при постижении нового; как закрепить вновь изученное; что будет интересным и легким, а что трудным; каким образом будут достигнуты на уроке воспитывающие и развивающие задачи.
5. Как был построен урок, исходя из его замысла? Характеристика этапов урока, выделение учебно- воспитательных моментов, которые наиболее положительно или отрицательно повлияли на ход урока, на формирование конечного результата.
6. Структурный аспект самоанализа: подробный анализ этапов, которые, по мнению учителя, оказали наиболее сильное положительное или отрицательное влияние на формирование конечного результата урока; анализ соответствия в рамках этих моментов задач, содержания, методов и форм (доказательство оптимальности выбора).
7. Функциональный аспект анализа: определяется, насколько структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Выделяются наиболее удачные и неудачные моменты в деятельности учителя и учащихся; анализируется соответствие стиля отношений учителя и учащихся успешному формированию конечного результата урока.
8. Оценка конечного результата урока: оценка качества знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроке, определение разрыва между поставленными задачами и реальным конечным результатом урока. Причины этого разрыва; оценка достижения воспитательных и развивающих задач урока; выводы н самооценка урока.