Структура традиционного урока (или его этапы)
Не научимся работать минутами — часы не помогут.
Е. Ильин
ЭТАПЫ
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЙ
|
Организационный
(3 — 5 мин)
|
- Приветствие;
-как подготовлено помещение к уроку, соответствует ли гигиеническим требованиям;
-определение отсутствующих;
-проверка готовности учащихся к уроку;
- побуждение учащихся к активной деятельности
|
Эффектное и доброжелательное начало с шутки, комплимента, эпиграфа, девиза, решения проблемной ситуации
|
Проверка домашнего задания (7-10 мин)
|
Выявление факта выполнения домашнего задания классом;
-выяснение причин невыполнения сложных моментов в домашнем задании;
-исправление ошибок
|
- Самопроверка по ключу;
-взаимопроверка;
-фронтальная проверка;
- программированный опрос;
-тест
|
Подготовка
учащихся
к восприятию новой темы
(3 — 5 мин)
|
Показать логическую взаимосвязь подаваемого учебного материала с ранее изученным материалом, четко разграничить основную и дополнительную информацию;
-проверка объема и качества усвоения предыдущего взаимосвязанного материала отдельными учениками;
-проверка (или напоминание) сформированности ОУУН (общеучебных умений и навыков);
-сообщение темы изучения;
-формирование совместно с учащимися цели и задачи изучения нового материала;
-показ практической значимости новой темы, мотивация учащихся к ее усвоению;
- постановка учебной проблемы
|
Устный фронтальный опрос на уровне репродукции;
-тестирование;
-индивидуальный опрос;
-создание нестандартных ситуаций в использовании
знаний;
-дискуссия;
-адекватное целеполагание;
-проблемное задание;
-эвристический вопрос;
-выдвижение гипотезы;
-познавательная задача.
|
Подача нового материала
или усвоение новых знаний
(15-20 мин)
|
Первичное погружение в содержание темы (работа с материалом учебника, графической таблицей или планом темы);
-первичное обобщение и систематизация нового учебного материала после предварительного погружения в содержание новой темы;
-в ходе освоения нового материала обучать собственной деятельности по изучению содержания, умениям и навыкам
рационально учиться
|
Сущность обучения не в изложении материала, а в изучении его учащимися под руководством учителя;
-методические приемы:
• объяснительно-иллюстративный;
• проблемный;
• проблемно-поисковый;
• наглядный;
- виды работы:
• беседа;
• лекция;
• самостоятельная работа;
-групповая и коллективная организация познавательной деятельности;
-словарная работа
|
Закрепление новых знаний
(5-10 мин)
|
Закрепление знаний на уровне репродукции;
-углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий;
-закрепление в нестандартных ситуациях
|
-Тестовые задания;
-проблемные вопросы:
-дифференцированные задания;
-вопросы от противного;
-выделение главного в теме
|
Заключительный (5-7мин)
|
-Подведение итогов урока (оценивание мотивации учащихся на уроке, прилежания, знаний, умений и навыков в целом на уроке);
-мотивирование домашнего задания;
-подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания
|
-Развернутая словесная характеристика познавательной деятельности на уроке каждого учащегося;
-оценка учебных достижений в баллах;
-дифференцированные задания;
-индивидуальные задания;
-добровольные задания как воспитательное средство
|
Примечания:
1. Домашнее задание не должно копировать содержание работы на уроке, оно должно быть проблемно-поисковым, с обязательным ознакомлением С дополнительной информацией.
2. Отметки выставляются в дневник до звонка, так как перерыв — личное время учащегося.
УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ
Организационная и заключительная части урока не менее важны, чем основная часть урока — именно они создают основу для познавательной деятельности на уроке и мотивируют учащихся на дальнейшую работу.